Правда о России: бывших детей-сирот лишают пособий

Тысячи детей-сирот, подавших иски о задолженности по выплатам опекунских пособий, столкнулись с тем, что судьи требуют предоставить справки, подтверждающие перечисление средств. Как правило, эти документы не сохранились. Кроме того, служители Фемиды отказываются удовлетворять иски, в которых истцы требуют пересчитать задолженность с учетом индексации и инфляции.

Согласно закону об опекунских пособиях, их должно хватать не только на продукты питания, но и на игрушки, спортинвентарь, одежду и обувь, походы в театр, музей. Обязательство перечислять деньги возложили на субъекты федерации. А по факту выплаты осуществлялись муниципалитетами за счет средств местных бюджетов без учета фактических цен региона, да еще и не регулярно.

Естественно, малолетние сироты не вели бухгалтерию и расчеты того, сколько им задолжало государство. Об этих суммах многие узнали только после того, как сами завели семью. Поэтому вал исковых заявлений по данной категории дел пришелся на 2014-2016 годы. Тогда правосудие вставало на сторону потерпевших, задолженность выплачивалась с учетом индексации и инфляции.

В конце 2016 года иск к минфину подал Алексей Горин. В начале 1990-х годов у жителя Москвы погибли родители, воспитывать сироту стали бабушка и дедушка.

– Мне пришлось побегать по архивам в поисках документов, – рассказывает Алексей. – Поиски дали свои плоды: нашлась справка о назначении пособия, о том, что дедушка и бабушка официально получили статус опекунов. В архиве делал запрос о документах, подтверждающих сам факт выплат и их ежемесячный размер. Мне пришел ответ – поскольку прошло более пяти лет, сведений о выплаченных пособиях не имеется. Так как нет первичных бухгалтерских документов, суд отказал в удовлетворении иска.

Дело в том, что упомянутые справки и не могли сохраниться в архиве. Только в 2015 году были внесены изменения в законодательство о том, чтобы все документы, касающиеся данной категории льготников, хранились в течение 75 лет. Но на рассмотрение дела Алексея Горина эта поправка уже не повлияет.

– Я изучил судебную практику по данной категории дел, оказалось, что некоторым сиротам удавалось взыскать суммы до одного миллиона рублей, – пояснил Алексей. – И никаких проблем не возникало. Я не знаю, что случилось в конце 2016 года, когда те же судьи вдруг стали «заворачивать» иски с требованием индексации пособий. У меня появилось подозрение – в бюджете просто нет средств на нас, поэтому суды получили негласное указание удовлетворять требования не в полном объеме.

А многие дети-сироты стоят в очереди на квартиру. Кто-то возлагал большие надежды на выплаты по задолженности опекунских пособий, чтобы с помощью этих денег решить свой жилищный вопрос.

О странных решениях, выносимых судьями, говорят и в сообществе юристов России. Трудность этих дел в том, что в 1990-е годы произошла и деноминация, и инфляция, когда ценники меняли по несколько раз на день. Во время одного из судебных процессов судья назначила экспертизу как раз для перерасчета уровня цен и стоимости товаров. Пришлось долго искать специалистов, но их экономические выкладки никого не удовлетворили. Индексация рассчитывалась не помесячно, а сразу за год. В итоге сумма требований съежилась с 1,4 миллиона рублей до 800 тысяч рублей. Еще одна проблема – поиск документов. Конечно, старые сберегательные книжки, на которые перечислялись пособия, практически ни у кого не сохранились.

Чтобы хоть как-то обратить внимание судейского сообщества и чиновников на проблему детей-сирот, юристы опубликовали петицию в адрес председателя Верховного суда. Авторы обращения полагают, что чиновники в мантии встают на сторону бюджета за счет обделенных людей. Существует обзор практики Верховного суда по уже рассмотренным делам детей-сирот, где четко указывается на индексацию пособий и говорится, что подобные дела не имеют сроков давности. Однако это правило уже не соблюдается.