Г
лава комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий заявил, что Госдума в начале осенней сессии в кратчайшие сроки рассмотрит законопроект об упрощенном приеме в российское гражданство приезжающих русскоязычных соотечественников.
«Сегодня люди, желающие, чтобы их дети говорили по-русски, считали себя русскими, росли в русскоязычном образовательно-культурном пространстве, должны получать реальную поддержку от государства, которое про них помнит и хочет, чтобы они вернулись домой. Думе потребуется немного времени, чтобы принять этот важный законопроект, являющийся очередным шагом к совершенно новому подходу к соотечественникам, к работе с ними, к их поддержке», — сказал Слуцкий.
Правительство РФ на полтора месяца, до 1 августа 2013 года, сократило поставленные Владимиром Путиным сроки разработки законопроекта. Законодательная инициатива, ускоряющая рассмотрение заявлений от этой категории соискателей, должна поступить в Госдуму уже летом, хотя по итогам апрельской «прямой линии» президент поручил сделать это лишь к середине сентября.
Появление законопроекта для «Московского Монитора» прокомментировал руководитель отдела стран СНГ Центра политических технологий (ЦПТ), заместитель генерального директора ЦПТ Сергей Михеев.
— Согласно заявлению депутата Леонида Слуцкого, в начале осени будет разработан, проанализирован и принят Госдумой законопроект об упрощении процедуры предоставления российского гражданства русскоязычным жителям ближнего зарубежья.
Однако этот вопрос надо было решать еще лет 10 назад. Ведь большинство русскоязычных людей, кто стремился в 1990-х — начале 2000-х в Россию, уже прижились на чужбине, а новое поколение этнических русских в странах СНГ не считает Россию родной страной. Не поздно ли мы спохватились?
— Поздно. Надо было значительно раньше это сделать. Проблема всегда была одна: боялись слова «русский». И сейчас речь идет о людях не «русских», но русскоязычных, хотя русскоязычный – это крайне растяжимое понятие. Упразднение национальности в паспорте является полной глупостью. Вводить те или иные юридические нормы при упрощении получения гражданства по национальной принадлежности – это было непонятно для нашей власти, и она всегда этого боялась. Хотя, я думаю, что в данном случае можно было бы сделать исключение, так как для русских Россия является исторической родиной и ничего такого криминального или, скажем, расистского в таком подходе не было. Но, повторюсь, слово «русский» вообще всех пугает.
Все-таки я считаю, что лучше поздно, чем никогда. Я не согласен с убеждением насчет того, что новое поколение русских считают родиной страны СНГ. Это не так, потому что я регулярно туда езжу и работаю в разных странах. Нигде русские не прижились. И на самом деле, чем дальше, тем больше местные системы, ориентированные по этническому признаку, сужают перспективы личностного и карьерного роста, вытесняют русских на обочину местных процессов экономических, политических и т.д.
Потому что все постсоветские страны, кроме России, новые государства строили строго по этническому принципу: Узбекистан государство узбеков, Армения государство армян, Грузия государство грузин и так далее. Все, кроме России. Поэтому я думаю, что желающих вернуться все-таки будет не мало, хотя, конечно, это несравнимо с тем эффектом, который мы могли бы получить, упростив получение гражданства в 1990-х годах. Тогда мы смогли бы вернуть огромное количество русских. Я бы лично шире поставил это понятие – не только русских, а славян — русских, украинцев, белорусов на родину, получив при этом не плохую кадровую ветвь. В то время русские в ближнем зарубежье составляли техническо-интеллектуальную элиту, они в основном работали в учреждениях и институтах, которые разваливались. Сейчас, конечно, от них уже ничего не осталось, а специалисты уехали в дальнее зарубежье.
Подводные камни нового законопроекта: я абсолютно уверен в том, что возникнет старая проблема: кто такой русскоязычный? Где русские и кто они такие? Я уверен, что принимать закон нужно не такой лукавый – об упрощении гражданства для русскоязычных – а принимать закон о репатриации русских на историческую родину, по примеру Израиля.