Норильск, Челябинск и Венера: всюду кипит жизнь

Едва специалисты NASA написали о том, что в облаках Венеры отмечен «маркер жизни» — газ фосфин, как Дмитрий Рогозин поспешил заявить права Российской Федерации на эту планету. «Венера – это русская планета» отшил американцев глава Роскосмоса. В чем-то он прав. Условия жизни на Венере напоминают экологию Норильска, Магнитогорска или Челябинска: черное небо, углекислота вместо кислорода, и дожди из серной кислоты.

Фото: снимок сделанный советским посадочным модулем на Венере и реконструкция объекта

Русские ученые давно подозревали, что на Венере живут космические пролетарии. Не зря СССР запустил к этой соседней планете 18 аппаратов – видимо, для установления контакта с венерианскими металлургами.

Если серьезно, то, таки – да, еще 60 лет назад ученые предполагали, что условия на Венере соответствуют земным, которые были на нашей планете в каменноугольный период. То есть: насыщенная влагой, тяжелая атмосфера, гигантские вулканы и пышные леса. А по лесам бродят шестиглавые семиноги. Но…

С 1961 по 1986 годы Советский Союз отправил к Венере 18 аппаратов. Семь из них благополучно сели на поверхность планеты. Аппарат «Венера-13» даже поставил рекорд работы на поверхности планеты, в агрессивной среде, передавая данные на Землю в течение 127 минут. Было установлено, что температура на поверхности планеты 470 градусов Цельсия, а атмосферное давление чудовищно – в 92 раза больше, чем на Земле. Небо затянуто многокилометровым слоем облаков серной кислоты. Жизнь в нашем понимании на Венере невозможна.

Надо заметить, СССР провел самые планомерные исследования планеты-соседки. Недавно казалось, что результаты этих экспедиций будут вечно пылиться в архивах за ненадобностью, но они вдруг стали вновь актуальны. Дело в том, что за последние годы наука сумела расширить само понятие «жизнь».

На Земле, в частности, была обнаружена форма жизни, которая не нуждается в кислороде. Это анаэробные бактерии: они питаются фосфором и вырабатывают газ фосфин. Сам по себе, без пополнения при участии живых существ, газ не образует скоплений и быстро разрушается, поэтому фосфин отнесен к числу биосигнатур. Газ является «маркером жизни» на мертвых планетах.

Планетолог Сара Сигер рассказала, что специалистами были рассмотрены множество моделей «естественного» образования фосфина на Венере, но все они не обеспечивают производство газа в зафиксированных количествах. Поэтому американские ученые уверены, что обнаруженный на Венере газ – именно продукт жизнедеятельности организмов.

Теперь совершенно понятно, отчего возбудились деятели NASA, когда следы фосфина были обнаружены в атмосфере Венеры на высотах от 53 до 61 км. Там давление и температура окружающей среды схожи с земными, так что инопланетные аналоги анаэробных бактерий вполне могут процветать и даже образовывать колонии. Если этот факт удастся подтвердить, то вуаля! – триумфальное доказательство существования внеземной жизни. Так будет взят фантастический рубеж, сродни первому полету человека в космос.

Разумеется, важно, какая нация «застолбит» за собой это открытие. Глава NASA Джим Брайденстайн уже заявил, что настало время уделить Венере первостепенное внимание, так как наличие фосфина в атмосфере планеты – самый убедительный довод в пользу существования там внеземных организмов. Марс, похоже, отодвигается на второй план.

В свою очередь, глава госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин 15 сентября сообщил, что отказывается от международного сотрудничества в проекте «Венера-Д». Ранее предполагалось, что Россия до 2030 года запустит к Венере посадочные и орбитальные модули в кооперации с NASA. Теперь принято решение, что проект будет сугубо национальным.

На первый этап подготовки миссии на Венеру NASA выделяет 300 миллионов долларов, «Роскосмос» рассчитывает на 17 млрд рублей. Вот так: космическая дружба – дружбой, а табачок врозь.

Есть и скептики. Например, исполнительный директор по перспективным программам и науке «Роскосмоса» Александр Блошенко, считает, что наличие фосфина не может быть 100-процентным доказательством существования жизни на Венере. Возможно, газ образуется в результате не известного ученым химического процесса. Старший научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН Николай Железнов полагает, что в атмосфере Венеры, на высоте 50-70 километров, даже простейшим бактериям просто нечем питаться, а фосфин может неорганически получаться сотней способов.

Словом, убедительные научные данные могут быть получены только при контактном изучении поверхности и атмосферы Венеры. В этом контексте старые снимки и приборные исследования советских венерианских станций вновь стали весьма любопытны. Так, ученые РАН, анализируя архивные фотоснимки с Венеры, заявили, что обнаружили на них движущиеся объекты. Некоторые детали ландшафта планеты, оказывается, меняли свое местоположение, что заметно на серии снимков. Потенциально эти «нечто» могут быть живыми существами.