Противопоставление «Сколково» и Академии наук — очень опасная и разрушительная идея

Новым президентом РАН избран 67-летний академик Владимир Фортов, выпускник знаменитого московского Физтеха, один из самых известных российских ученых в мире. Ранее он возглавлял Российский Фонд фундаментальных исследований, а также работал заместителем председателя правительства России. В данный момент Фортов работает директором Института высоких температур РАН. Его кандидатуру поддержали 766 делегатов (55%) Общего собрания Академии.

По прогнозам экспертов выборы должны были пройти в несколько туров. Но все решилось достаточно быстро. Сами ученые признались, что заранее определились за кого голосовать и для них выбор Фортова не стал сюрпризом. К тому же его поддержал Президиум РАН. Теперь кандидатуру Владимира Фортова на пост Президента Российской Академии наук должен утвердить глава государства.

Принимая поздравления и говоря о планах реформирования РАН, Владимир Фортов назвал главной проблемой РАН засилье бюрократии. По его словам, количество бумаг, отчетов, бессмысленных справок перешло все пределы. Комментируя заявление нобелевского лауреата по физике Андрея Гейма о том, что РАН — это «дом престарелых», Владимир Фортов согласился с тем, что в академии, действительно, работает много пожилых людей.

«Эта проблема комплексная. У нас есть проблемы с пенсией, проблемы с обслуживанием, и проблемы с зарплатами для пожилых людей. Я убежден, что на руководящих должностях в Академии недопустимо, если люди находятся на одном посту более двух сроков подряд», — заявил Фортов.

Избрание Владимира Фортова на должность президента Российской Академии наук для «Московского монитора» прокомментировал доктор философских наук, главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований (ИМЭПИ) РАН Александр Ципко.


— Юрий Осипов возглавлял РАН все постсоветское время — 22 года. Теперь нобелевский лауреат по физике Андрей Гейм упрекает Академию в том, что при Осипове она превратилась в «дом престарелых». Что ожидают ученые РАН от Фортова – примет ли он кардинальные меры, т. е. начнет постепенно «омолаживать академию», или попытается разрешить имеющихся проблемы малой кровью?

— Начну с того, что я крайне негативно отношусь к заявлению Гейма. Даже его бывший научный руководитель, выступая по телевидению, назвал его неприличным. Гейм получил все от советской науки, поэтому его заявление — это не просто неуважение к Академии наук, это неуважение к тем людям, которые его воспитали и дали ему все знания. Даже несмотря на то, что Нобелевскую премию он получил сам, такие высказывания неприемлемы.

Естественно, тенденция старения РАН существует, она связана с самой природой Академии: люди, достигшие высот науки, по природе не могут быть молодыми. В лучшем случае, доктора наук можно получить в 40, а академика — в 50 лет. Поэтому старение Академии – это не проблема. Проблемы наблюдаются в другом.

Во-первых, сейчас Академии трудно отвечать на вызовы современной новой России. Структура Академии сформировалась в рамках СССР, в рамках тоталитарной системы. Она была жестко связана с властью, работала на власть. Грубо говоря, главная проблема Академии наук состоит в том, чтобы привести ее структуру к соответствию новым посткоммунистическими реалиями – за 20 лет эта задача так и не была решена.

Однако подчеркну, что структуру РАН ни в коем случае нельзя назвать устаревшей – это единственная структура в российской науке, сохраняющая преемственность от науки советской, а также революционной. Надо помнить, что она традиционна для России.

Проблема вторая: в Академии наблюдается нехватка кадров, обусловленная тем, что в посткоммунистической России пропала ценность науки, пропал авторитет человека науки. Это связано с превращением диссертаций в какой-то бизнес, но я надеюсь, что это болезнь прогресса, последствия перехода от одной политической системы к другой.

И наконец я полагаю, что РАН надо отказаться от того нигилизма, который ввел Дмитрий Медведев за время своего пребывания в должности президента РФ. Конечно, созданный им «Сколково» проект интересный, но противопоставлять «Сколково» Академии наук – это очень опасная идея. На мой взгляд, надо было создавать структуры типа Сколково под крылом РАН вместо того, чтобы перетягивать все это на себя. Но теперь уже прошлого не вернешь, там уже люди работают, их надо поддерживать. Но еще раз подчеркну, противопоставление «Сколково» и Академии наук — очень опасная и разрушительная идея.

В целом, я не думаю, что Владимир Фортов будет устраивать в Российской Академии наук революцию. Он человек довольно умный и опытный, работавший в разных структурах и прекрасно понимающий, что в России революции ничего, кроме беды не дадут. Главное — разработать эффективную систему стимулов, привлечь новых ученых, и продвигать их — конечно, если они этого достойны.