У академиков РАН отберут «дом с мозгами»?

Члены ведущих российских госакадемий, узнав о планах правительства в течении месяца ликвидировать Российскую Академию наук забросали правительство гневными посланиями. Научные профсоюзы, региональные отделения РАН и отдельные ученые требуют отменить реформу, или уволить главу Минобрнауки Дмитрия Ливанова и все правительство целиком «как наносящих своими разрушительными действиями невосполнимый ущерб Российской Федерации».

Академики недоумевают, прочему проект реформы РАН был разработан чиновниками в обстановке закрытости и келейности, в условиях провала проектов «Роснано» и «Сколково». Ученые предполагают, что реформа является попыткой уйти от ответственности за срыв этих проектов и растрату средств федерального бюджета.

Госдума пообещала принять законопроект о реформе РАН до конца весенней сессии а председатель комитета Государственной думы по образованию Вячеслав Никонов пообещал, что «реформа РАН завершится в течение двух недель».

«300 лет создавалась академия, и в течение двух-трех дней во вторник будет в трех чтениях приниматься решение о ликвидации. Мы только сегодня узнали содержание этого документа. Я не могу понять, как можно в цивилизованной стране принимать такие решения с такой колоссальной историей науки» – удивляется председатель Совета директоров РАН, академик Геннадий Месяц в интервью телеканалу «Дождь».

О возможных последствиях реформы РАН «Московскому монитору» рассказал доктор философских наук, главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований (ИМЭПИ) РАН Александр Ципко:


— Существует ли вероятность того, что противостояние академиков и Правительства приведет к отмене реформы РАН?

— По-моему глубокому убеждению, реформа в предложенном виде неприемлема там очень много опасных, революционных идей, которые приведут разрушению Академии наук. Люди, которые организовали эту реформу, не понимают, что новой России нужно сохранить ценность научного звания, престиж науки. А тут предлагается все поломать, снять различия между членкором и академиками – это максимализм, непонимание реалий. Академия наук превращается в клуб ученых. Это напоминает мне отмену Медведевым двух промилле, отмену зимнего времени.

И если лишить Академию экономической самостоятельности, если лишить директора серьезных экономических полномочий, он сразу перестанет быть руководителем… При этом, на мой взгляд, реформа, несомненно, назрела. По крайней мере, объединение с Академиями медицинских и сельскохозяйственных наук – это единственное что мне нравится. Я никогда не мог понять, почему сельскохозяйственные науки, которые играют громадную роль в России, были отделены от Академии наук. Тем более – почему была отделена Академия медицинских наук, ведь она решает проблемы здоровья человека?

Но вот я выслушал пресс-конференцию министра Ливанова и заявление премьера Медведева. Все поспешно, резко, непродуманно. Такое ощущение, что их волнует не столько судьба науки в России, сколько судьба собственности, которая принадлежит Академии наук¸ и которую они хотят быстрее взять под свой контроль и раздать. Может быть – раздать муниципалитетам. Но не надо быть наивными: если Вы отберете у Академии наук экономическую независимость, собственность, таким образом, вы убьёте независимость ученого.

У меня такое ощущение, что за всей этой реформой стоит злоба и недовольство людей, которые окружают Дмитрия Медведева. Зуд и нетерпение, желание уничтожить ненавистного врага. Ничего больше за этим нет.


— Почему, по вашему мнению, столь важная для российской науки реформа готовилась втайне, без широкого обсуждения?

— В том то и дело. Готовилась в тайне, потому что прекрасно знали, что реформа вызовет протест. Я не знаю, почему вообще Госдума так поспешно согласилась голосовать без обсуждения. На мой взгляд, это большая ошибка спикера Сергея Нарышкина. Слава Богу, что он не стал сразу ставить на голосование эту реформу, без какого-то встречного обсуждения.

Я, как работник Академии, неплохой специалист в области идеологических процессов, интересуюсь: кто в министерстве образования в состоянии оценить план работы Ципко и его программу? В советское время я определял идеологию ЦК КПСС, сейчас в смысле идеологии помогаю президентской администрации. Есть ли, откровенно говоря, лучше специалист по идеологическим процессам в стране? Нет! Кто будет мне определять, чем я должен заниматься? Кто там будет вообще судить обо мне?

Я согласен – когда соберутся мои коллеги – ученые, их мнение для меня очень важно. А если необразованный чиновник будет определять: дать ли гранд? – это безумие!


— Каковы могут быть последствия, если реформа будет доведена до конца, и РАН в привычном виде перестанет существовать?

— Просто будет еще один удар по российской науке. Как ЕГЭ убил среднее образование – свел учебу к натаскиванию, так и реформа РАН убьет науку. Убьет Академию наук, которая существует со времен Петра Великого.