Московский

Викинги оказались не родственники скандинавам, и даже не друзья

21 сентября 2020 г. 20:1
Платон Сергеев
Викинги оказались не родственники скандинавам, и даже не друзья

Эпоха викингов вновь может перекроить Европу, по крайней мере – ментально. Причиной тому не брутальные герои Марвелла, и даже не современные киносаги о подвигах норманнов, а данные генетиков. Последние открытия команды датских ученых из Копенгагенского университета говорят, что генетически викинги имели мало точек соприкосновения со скандинавами.

Скандинавы, если коротко: нервно курят в сторонке. Профессор Эске Виллерслев заявил, что его группа специалистов проанализировала ДНК 442 останков из захоронений викингов в двенадцати странах. В подавляющем большинстве все погребенные воины были уроженцами Восточной Европы. Реже встречаются южноевропейские гены.

По мнению профессора, быть викингом означало придерживаться определенного образа жизни и почитать Одина. Примкнуть к братству викингов мог любой человек, как сейчас, например любой может принять христианство, мусульманство, или иудаизм. То есть, раса не имела значения, но так сложилось, что коренные скандинавы в геноме викингов практически не представлены.

Надо думать, это открытие больно ранит самолюбие норвежцев и шведов, которые привыкли мнить себя белокурыми потомками северных воителей. Увы, чисто внешне, среди викингов преобладали черноволосые и русоволосые мужчины, как, впрочем, и сейчас в восточноевропейских государствах.

Эске Виллерслев объяснил, что к IX веку (начало «эпохи викингов») на берега Балтики в большом количестве пришли носители ДНК из Восточной Европы и Азии. Стало быть, очень немногие из викингов были светловолосыми.

Также с помощью генетического картирования удалось сузить, так сказать, «ареал постоянного обитания» отважных мореплавателей. Выяснилось, что это вовсе не живописные норвежские фьорды. Основными базами викингов была территория Дании, Аландские острова и остров Эланд. На берегах Норвегии и в Швеции викинги почти не появлялись, они имели там редкие прибрежные форпосты, но не общались с местным населением.

В глухомани, которой являлась Скандинавия в IX-XI веках, жили неразвитые земледельцы и охотники. Их останки также были изучены командой копенгагенских ученых. Вот какая штука открылась: гены скандинавских крестьян остались неизменными с каменного века. Обитатели норвежских и шведских чащоб не поддерживали контактов с прочей Европой на протяжении нескольких тысяч лет.

То есть, уточняет Эске Виллерслев, если бы викинги углубились от прибрежного поселения вглубь полуострова, они наткнулись бы на дикарей, малоприятных даже по меркам того времени. «Норвежцев, наверное, это не обрадует. Но это так» — убежден Виллерслев.

Но откуда тогда вообще появилась легенда о светловолосых скандинавских воителях? Этот культовый образ является, по сути, «новоделом». Основной пласт сказаний о викингах родился не так давно – в XIX веке. К этому времени Дания утратила колонии и политическое влияние, превратилась в крохотную, беспомощную страну. Шведы тоже раз за разом получали по кумполу от русских. Они даже лишились своей провинции Финляндии – она отошла во владение Российской империи. Национальное самолюбие, понятно, было глубоко уязвлено.

В душе у обиженных прибалтийских народов зародился патриотизм и национализм (как в Германии в 1920-30-х годах). Остро хотелось отыскать времена, которыми можно было бы гордиться. Тут и вспомнилась эпоха викингов. Рассказы о могучих белокурых воинах, на своих драккарах завоевавших Европу, стали подаваться, как сугубо скандинавские. Сам термин «эпоха викингов» появился с легкой руки археолога и историка Якоба Асмуссена Ворсо в 1873 году.

Традиционно считается, что эпоха викингов берет начало в 793 году, с шокирующего разграбления аббатства Линдисфарн на севере Англии. Следующие три века «морские воины» беспощадно терзали Европу своими молниеносными набегами – это был настоящий ад для жителей прибрежных городов. К середине XI века налеты прекратились, и эпоха викингов, формально, закончилась.

Многие современные историки оспаривают сам термин «эпоха викингов», ведь никаких переломных событий в это время не произошло: не появились новые технологии, не сменился общественный строй, или доминирующая в Европе религия. Профессор Эске Виллерслев убежден, что результаты нового исследования помогут решить этот вопрос навсегда.

Эпоха викингов – это было уникальное время в жизни Европы, считает профессор. На быстроходных драккарах воины-мореходы пересекли Северное море и Атлантический океан, научившись ориентироваться в открытых водах. Кстати, именно поэтому викинги внезапно стали фактором силы в Европе. На континенте со времен античности практиковалось только каботажное плавание – вдоль берегов.

Викинги, помимо грабежей, вели широкий культурный обмен и торговлю с отдаленными странами. Средневековые европейские крестьянские сообщества были на это неспособны. По факту викинги стояли у истоков активной экспансии европейской культуры по всему миру.

Ну, а в споре насчет национальной принадлежности «морских воинов», похоже, можно ставить точку. Быть викингом, менее всего подразумевало быть скандинавом – это был своеобразный воинский орден. К викингам примыкали воины-мужчины из самых разных стран (хотя, повторюсь – в основном из Восточной Европы), для этого надо было лишь разделять их мировоззрение.

Подробно
Норильск, Челябинск и Венера: всюду кипит жизнь
Крупным планом

Едва специалисты NASA написали о том, что в облаках Венеры отмечен «маркер жизни» - газ фосфин, как Дмитрий Рогозин поспешил заявить права Российской Федерации на эту планету. «Венера – это русская планета» отшил американцев глава Роскосмоса. В чем-то он прав. Условия жизни на Венере напоминают экологию Норильска, Магнитогорска или Челябинска: черное небо, углекислота вместо кислорода, и дожди из серной кислоты.

Далее
Человек для насекомых – как сосед с перфоратором
Крупным планом

Группа американских и канадских ученых во главе с доктором-биологом Джеймсом Рейлли в научном журнале Proceedings of the Royal Society, отчиталась о результатах многолетнего исследования популяции диких пчел Северной Америки. Команда исследователей установила прямую зависимость между сокращением количества медоносных насекомых и сокращением урожая на фермерских полях.

Доставленный с Луны миссией "Аполлон-14" камень признали земным
Крупным планом

Ученый-планетолог из Университета Кертина (Австралия) профессор Александр Немчин внимательно изучил в своей лаборатории образец лунного грунта, доставленный на Землю в 1971 году миссией "Апполон-14". На поверку "лунный камень", предоставленный американцами, оказался обыкновенным гранитом. Как известно - гранит образуется только при наличии воды, причем воды в жидком виде. То есть, образоваться на Луне гранит не мог даже чисто теоретически.

AnaRender