Дело СМЕРШ: Солженицын и Гозман неправы

Совет Думы поручил комитетам по информационной политике, по обороне и по безопасности проверить высказывания директора по гуманитарным проектам ОАО «Роснано» Леонида Гозмана на предмет приравнивания подразделений войск Красной Армии к войскам СС. Об этом журналистам в четверг сообщил первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников (КПРФ).

Напомним, о том, что Гозман в своем блоге в Живом журнале написал, что между подразделениями СМЕРШ Красной Армии и войсками СС нет никакой разницы, СМИ сообщили 13 мая.

По словам Мельникова, если проверка подтвердит, что Гозман действительно сделал такие заявления, то комитеты представят свои предложения палате, возможно, в виде обращения. «Это связано с тем, что Гозман занимает важную должность в государственной корпорации Роснано», — пояснил Мельников.

Решение Совета Госдумы о проверке заявления Леонида Гозмана для «Московского монитора» прокомментировал доктор философских наук, главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований (ИМЭПИ) РАН Ципко Александр Сергеевич.


Еще несколько лет назад сравнение войск СМЕРШ и СС было вполне допустимо, а для таких общественных деятелей, как, например Александр Солженицын — совершенно естественно. Отчего вдруг Солженицину можно сравнивать, а Гозману нельзя? И если комитеты и вслед за ними Госдума осудят Гозмана, чем ему это грозит?

— Тоталитарные системы – бывшая Сталинская и нынешняя националистическая — имели много общего. Но в данном вопросе, на мой взгляд, ни Солженицын, ни Гозман не учитывают то обстоятельство, что СМЕРШ – это особая организация, которая возникла в условиях войны, в условиях защиты национального отечества. И поэтому, встать на точку зрения, что СМЕРШ и СС являются одним и тем же — это практически не видеть разницу между нашей страной и СССР, который боролся с внешним врагом и защищал свое национальное достоинство. У них отсутствует понимание того, что во время Великой Отечественной войны соединились две идеи: идея сохранения советского общества, и идея сохранения Отечества, сохранения России. СМЕРШ работал не только на систему, СМЕРШ работал на победу России, он работал на нашу национальную победу. И нельзя не видеть эту разницу. Поэтому, на мой взгляд, они не правы – ни Солженицын, ни Гозман. СМЕРШ и СС – это органы, характерные для тоталитарных структур, но в тех условиях СМЕРШ работал, прежде всего, на победу.


— Но, все же, как Вы считаете, если проверка Госдумы установит наличие подобного приравнивания в заявлении Гозмана, будут ли приняты в его отношении какие-либо санкции?

— Я не думаю, что какие-то меры будут принимать. На мой взгляд, эти меры в данном случае не нужны. Мы живем в демократической стране, это личное мнение Гозмана. Но, на мой взгляд, Гозман не улавливает главного, и за это его можно осуждать: одно дело ЧК и следователи НКВД, которые проводили сталинские репрессии (в этом смысле они ничем не лучше, чем репрессивные органы Гитлера), а другое дело — СМЕРШ, который возник в экстремальных условиях войны и работал на победу. Надо понимать, что во время войны решалась судьба не только советской системы власти Сталина, но решалась судьба России как многовековой страны и судьба российского государства.