На следующей неделе состоится встреча столичных таксистов с руководством департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, инициированная межрегиональным профсоюзом «Таксист». По информации заместителя председателя этого профсоюза Андрея Попкова, темой встречи станет демпинговая ценовая политика, реализуемая с недавнего времени одним из крупнейших столичных агрегаторов – «Яндекс.Такси», и бойкот, который объявили компании другие таксисты.
По словам главы пресс-службы транспортного департамента Алены Ереминой, встреча пройдет в формате рабочего совещания, закрытого от посторонних. Департамент на совещании будет представлять заместитель его руководителя Дмитрий Пронин, представители «Яндекс.Такси» также примут в нем участие. В ходе мероприятия присутствующие стороны должны найти решение, удовлетворяющее интересы как перевозчиков, так и города и его жителей.
Возмущение столичных перевозчиков вызвало решение руководства «Яндекс.Такси» сразу вдвое снизить минимальный тариф, озвученное 19 сентября. Поклонники этого популярного сервиса получили возможность заплатить менее сотни рублей (99) за первые 2 километра или 5 минут поездки. Но уже через два дня конкуренты «Яндекс.Такси» забили тревогу и через соцсети организовали профессиональное сообщество на забастовку. Предполагается, что она продлится 4 дня – с 23 по 26 сентября, и в ней примут участие не менее 500-600 таксистов.
На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал вице-президент «Федерации автовладельцев России» Дмитрий Клевцов.
— Ситуация действительно такая плачевная для столичных таксистов, или они больше прибедняются?
— У столичных таксистов была и сохраняется возможность выбора: к их услугам различные интернет-агрегаторами, тот же Viber или крупнейший Gett. Конечно же, ставка «Яндекс.Такси» на демпинговые цены свидетельствует о твердом намерении компании захватить львиную долю рынка у других столичных агрегаторов, и эта агрессивная политика вызывает протест сообщества московских таксомоторных компаний, что, кстати, совершенно естественно.
Но, отвлекаясь от рыночных войн, подумаем вот о чем: в результате таких агрессивных действий «Яндекс.Такси» неизбежен отток из компании к другим агрегаторам наиболее профессиональных кадров. Как бы ни твердило руководство «Яндекс.Такси» о том, что их действия принесут водителям только пользу, которой они пока осознать не могут, нельзя не видеть того, что оказываемые компанией услуги даже сейчас отличаются крайне низким качеством. Во-первых, как показывает практика, очень многие водители «Яндекс.Такси» работают буквально на износ, проводя за рулем по 12-14-16 часов, что, конечно, сказывается на их работоспособности. Во-вторых, в компании практически отсутствует как контроль состояния транспортных средств, так и предрейсовый контроль водителей на предмет алкогольного и других видов опьянения, да и просто состояния их здоровья. В результате оказываемые компанией услуги не гарантируют безопасности ни пассажирам «Яндекс.Такси», ни другим участникам дорожного движения.
— Сегодня прошла информация, что московские власти готовы вмешаться в конфликт «Яндекс.Такси» с перевозчиками. По Вашим прогнозам, как будет развиваться ситуация?
— Несмотря на то, что на московском рынке действует достаточное количество агрегаторов такси – только крупных компаний насчитывается как минимум три – однако агрессивная тактика «Яндекс.Такси» может принести свои плоды. В частности, у компании есть большой шанс практически полностью «подмять» рынок пассажирских перевозок на небольшие расстояния. С одной стороны, это приведет к заметной разгрузке столичного общественного транспорта, что не может не приветствовать транспортный департамент. С другой стороны, вопрос качества и безопасности обслуживания при этом остается очень острым.
Как бы то ни было, я уверен, что в результате «вступления в игру» Департамента транспорта Москвы ситуация будет урегулирована ко взаимному удовольствию – и компаний-агрегаторов, и мэрии, и собственно пассажиров.
— Если «Яндекс.Такси» откажется идти на уступки, какие последствия это может иметь для таксомоторного рынка Москвы?
— Вы, конечно, понимаете, что возможность столичного Департамента транспорта договориться с любым рыночным агентом исключительно велика. Вопрос о регулировании деятельности агрегаторов такси мэрией столицы поднимался уже не раз, и всегда дискуссия заканчивалась тем, что компании-агрегаторы вынуждены были заключать с транспортным департаментом соглашения. Так что работа всех таксомоторных компаний столицы зависит от ее правительства, и его условия являются обязательными для всех рыночных игроков, заинтересованных в том, чтобы их бизнес развивался стабильно и был успешным.
Если же руководство «Яндекс.Такси» не прислушается к мнению чиновников, то компания рискует потерять весь рынок столицы, в чем, конечно же, совершенно не заинтересована. Все-таки Москва – рынок имиджевый, и его потерю ничто не способно восполнить. Так что руководство компании пойдет на все условия, выставленные мэрией, даже если при этом и придется поделить с другими агрегаторами потребительский рынок, который в «Яндекс.Такси» уже считают своим.
РАНЕЕ В РУБРИКЕ