Дмитрий Родионов: «Убийства Моторолы и Гиви не заставят Донбасс нарушить Минские соглашения»

Доброволец из Москвы Игорь Мыльцев, известный среди донецких ополченцев под позывным «Француз», рассказал журналистам подробности покушения на своего командира Михаила Толстых – «Гиви». Как пишет «Новая газета», покушение было организовано самим Мыльцевым и еще тремя бойцами «Сомали», а украинское СБУ не имеет к этому ни малейшего отношения: «СБУ за линию разграничения не переходят», так что подозревать их в диверсии просто «смешно». Мотивом же своего и своих соратников поступка Мыльцев назвал месть «Гиви».

Мстители не смогли забыть Толстых того, как он повел себя в боях под Авдеевкой в январе этого года, когда, по официальной версии, «Гиви» был ранен в ногу. На самом деле это, рассказал «Француз», это был «самострел» — Толстых якобы не хотел участвовать в боевых действиях, но и нарушить приказ Александра Захарченко и оставить поле боя тоже не мог, поскольку это означало бы дезертирство. Уже в госпитале, заметая следы, «Гиви» якобы приказал обстрелять Авдеевку, чтобы избавиться от возможных свидетелей, но это не удалось – свидетели, в числе которых были и организаторы покушения, остались в живых.

По словам «Француза», «Гиви» очень испугалоубийство другого командира ополченцев, «Моторолы» — после него Толстых вывез из Донбасса в Приднестровье свою семью и намеревался присоединиться к ней, однако не получил разрешения донецких властей. Да и вообще, поведал «Француз», человеком «Гиви» был поганым – из поступающей гуманитарной помощи брал себе все, что приглянется, не думая о своих однополчанах.

По информации издания, сейчас раненый «Француз» разыскивается службой безопасности ДНР, скрываются от нее также и его подельники. Мыльцев также намекнул журналистам, что теперь и у главы ДНР Александра Захарченко появились основания для опасений.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал политолог, руководитель Центра геополитических исследований Института инновационного развития Дмитрий Родионов.


— На Донбассе уже давно ведется охота на командиров, получивших широкую известность. По понятным причинам украинские власти отказываются примеривать на себя «лавры» заказчика всех этих знаковых убийств. Покушения были также на первых лиц народных республик Захарченко и Плотницкого. К счастью, неудачные. С одной только оговоркой – пока. Что ждет ДНР и ЛНР, если их лидеров постигнет печальная судьба Моторолы и Гиви?

— Хочу отметить, что и Моторолу, и Гиви тоже достали не с первого раза – на них тоже было несколько покушений, тоже неудачных. Просто им обоим до какого-то времени везло.

Конечно, от невезения не застрахован никто, в т.ч. и Захарченко с Плотницким. Того же Моторолу, к примеру, убили в лифте его собственного дома, наверняка прекрасно охраняемого. Гиви вообщедостали на базе «Сомали», охраняемой еще лучше. По-моему, в обоих случаях имело место предательство – украинские силовики наверняка подкупили людей из ближайшего окружения.

Такое вполне может быть, потому что и в ДНР, и ЛНР остается еще много лояльных Украине людей – и в органах власти, и в милиции. Пожалуй, только военные подразделения можно считать полностью свободными от «кротов». Если вдруг завтра киевские силовики войдут в Донецк, их, поверьте, будет кому встречать с цветами.

На мой взгляд, первоочередная задача для властей самопровозглашенных республик сейчас – начать масштабную зачистку среди силовых структур и чиновников, а при наборе новых — установить жесткий фильтр. Необходимость этого явно продемонстрировали случаи с Моторолой и Гиви. Следует предпринять беспрецедентные меры безопасности, чтобы предотвратить последующие подобные убийства.

В убийствах Моторолы и Гиви, кроме украинской стороны, на мой взгляд, не был заинтересован никто. И я бы не стал всерьез рассматривать версию о мести – в конце концов, под «соусом» мести можно перестрелять половину ополчения. По факту их смерть не нужна была ни Москве, ни Донецку. Если, к примеру, и у Мозгового, и у Дремова были какие-то свои идеологические заскоки о какой-то русской идее, о Новороссии, если у них были достаточно сложные взаимоотношения с руководством ДНР и ЛНР, то и Гиви, и Моторола были абсолютно лояльные Москве и Захарченко люди. У них не было никакой политической или идеологической платформы, отличной от общепринятой на Донбассе. Так что их смерть устраивает только Киев.


— Как будет развиваться ситуация на Донбассе в ближайшие дни и недели? Следует ждать наступления со стороны ополченцев?

— Убийством Гиви преследовалось две цели. Задачей-максимум было спровоцировать Донбасс на ответные военные действия. Расчет был на то, что кто-то из командиров, потеряв голову, предпримет непродуманное наступление, или попытается в отместку убить кого-то из представителей украинских военных. И тогда можно будет «на голубом глазу» обвинить ополченцев в нарушении Минских соглашений. Задачей-минимум было посеять среди ополченцев страх, деморализовать их, продемонстрировав возможность достать любого и в самом, казалось бы, безопасном месте.

И Гиви, и Моторола были командирами среднего звена, в отличие, например, от Олега Анащенко, который был главой народной милиции, лично участвовал в выработке стратегических военных решений внутри армии. Гиви и Моторола олицетворяли собой «русскую весну» и были фигурами скорее символическими. Оба они участвовали в боевых действиях под Славянском и Дебальцево, за Донецкий аэропорт, оба очень отличились в этих боях. Но я не думаю, что их утрата как-то серьезно повлияет на боеспособность ополчения.

Бои на Донбассе идут вот уже три года, и за это время люди там – я не раз бывал в регионе и могу засвидетельствовать это со всей ответственностью – настолько укрепились в своей позиции, что буквально готовы по приказу выстелить своими телами путь на Киев. Но – именно что по приказу. Их не остановит ничто, кроме необходимости соблюдать Минские соглашения. Сегодня не 2014-й, когда ополченцы сражались, кто во что горазд, сегодня на Донбассе действует очень дисциплинированная армия, для которой приказ есть приказ. В ней вырабатывается полноценная военная стратегия, и я не думаю, что эта армия пойдет на какие-либо эксцессы, даже после смерти Моторолы и Гиви.
РАНЕЕ В РУБРИКЕ: «Введение продуктовых карточек решит проблему утилизации просрочки»