Грядет 10-летний срок, как Сергей Кириенко возглавляет госкорпорацию «Росатом». Мало того, что этот субъект не имеет никакого опыта и образования в такой сложной и стратегической отрасли, как атомная энергетика. Вместо того, чтобы вводить новые энергоблоки, «Росатом» повышает предел мощности уже работающих блоков, многим из которых по 40-50 лет. Это крайне опасная деятельность, чреватая экологическими катастрофами, но никто в правительстве не замечает драматичной ситуации.
Как отметил доктор технических наук, профессор, бывший член общественного совета при «Росатоме» Владимир Кузнецов, все годы своего правления Кириенко вешает руководству страны лапшу на уши. Вместо запланированного ввода новых 20 энергоблоков в строй вошло лишь три. Затоглава «Росатома» бравурно отчитывается перед президентом о выработке рекордных киловатт/часов на АЭС — 190 млрд кВт/ч в 2014-м году и до 200 млрд кВт/ч в 2015-м. Но это достигается отнюдь не за счет строительства и модернизации АЭС, а на сверхпредельной нагрузке действующих реакторов до уровня 104–108%.
Возьмем Кольскую АЭС, которой более 40 лет. Она используется на 108%, что является настоящим преступлением. Эксплуатация реакторов происходит на сверхплановой величине с ускоренным износом. А это увеличивает риск аварий и радиационных катастроф, резюмировал Кузнецов. Причем все независимые мнения экспертов в общественной комиссии «Росатома» подавляются – для одобрения набираются лизоблюды и утверждаются положительные заключения. Эксперту вторит и физик-ядерщик Андрей Ожаровский, который назвал деятельность Кириенко опасным экспериментом.
Разумеется, все громкие обещания руководства «Росатома» о создании плавучих атомных станций и атомного ледокольного флота благополучно забыты.
Сергей Кириенко (настоящая фамилия Израитель) начинал как младореформатор под крылом Анатолия Чубайса и Бориса Немцова. А в 1998 году неожиданно был назначен премьер-министром РФ как раз накануне краха финансовой пирамиды ГКО. Впоследствии он оказался в Госдуме в составе СПС, затем стал полпредом президента в ПФО и, наконец, возглавил важнейшую отрасль, о которой не имел никакого представления – госкорпорацию «Росатом».
По словам Сергея Кузнецова, новый руководитель назначил на одно из ключевых предприятий «Росэнергоатом» Евгения Романова, который был совершенно далек от отрасли. Аналогичные кадровые перестановки происходили и в дальнейшем.
Топ-менеджмент «Росатома» состоит из лощеных и модных молодых людей, рулящих финансовыми потоками. Зато технические кадры в атомную энергетику не идут, профессионалов практически не осталось. Дошло до того, что Белоярскую АЭС строили гастарбайтеры из Средней Азии.
Самым серьезным для «Росатома» традиционно является вопрос зарубежных контрактов. Уже несколько лет ходят слухи, что будто есть секретный отчет Счетной палаты о провалах госкорпорации на зарубежных стройках. Якобы Россия потеряла на них миллиарды долларов. Однако существует этот документ или нет, выяснить не удалось.
— Тема зарубежных контрактов – вообще тема не для прокуратуры или Счетной палаты, а для НКВД, настолько там все в ужасном состоянии, – резюмировал Владимир Кузнецов.