Гнев богов: эпидемии, которые веками терзают человечество

На днях представитель Инфоцентра по ситуации с коронавирусом в РФ, врач и телеведущий Александр Мясников, заявил, что несмотря на всю серьезность ситуации с распространением COVID-19, эта болезнь является своеобразным “пробным шаром” перед более смертоносной эпидемией.

Медик полагает, что следом человечество может поразить вирус, который даст 30-35 процентов смертности от числа зараженных. Так что, называть COVID-19 “чумой XXI века” явно преждевременно.

С Александром Мясниковым согласен заведующий кафедрой инфекционных болезней РостГМУ, доктор медицинских наук Юрий Амбалов. по его мнению, 70–90 процентов людей, заразившихся коронавирусом, перенесут болезнь бессимптомно и приобретут иммунитет.

В новейшее время аналогов эпидемии коронавируса отыскать невозможно — ближайшее сравнение уводит нас к 1918–1920 годам, когда в мире бушевала “Испанка”. Эта разновидность гриппа на излете Первой мировой войны унесла жизни примерно 100 миллионов человек, что на тот момент составляло 5 процентов населения земного шара.

Однако, если покопаться в истории, легко можно найти свидетельства о морах более массовых и смертоносных чем “Испанка”.

Первое документальное свидетельство об эпидемии оставил нам греческий историк Фукидид. Сейчас та болезнь носит название

Афинская чума

430–426 годов до нашей эры.

Болезнь вспыхнула в Афинах во время войны со спартанцами. Скученность населения, антисанитария, жизнь в воинских лагерях привела к тому, что эпидемия охватила Грецию в считанные дни и унесла жизни около 100 тысяч человек.

Понятно, что афиняне афиняне увидели в эпидемии гнев богов. Но вероятнее всего “Афинскую чуму” завезли в Грецию моряки-торговцы из Египта, как бонус к экзотическим товарам. При изучении останков жертв той эпидемии археологи обнаружили частицы ДНК возбудителя брюшного тифа. Так что “чума” скорее всего была тифом, что согласуется с теми симптомами протекания болезни, что оставил Фукидид.

После Рождества Христова мор фиксировался в истории цивилизации неоднократно. Например в 165–180 и 250 годы нашей эры в римской империи бушевала

чума Галена и Киприана

.

Эта болезнь также не являлась “чумой” в буквальном смысле слова. Вероятно, войска императора Марка Аврелия Антонина, вернувшиеся из похода на Ближний Восток принесли в Рим в качестве трофея оспу, или корь — точных данных нет.

Римский врач Гален так описал симптомы заболевания — у зараженных »

Галеновой чумой

» наблюдалась лихорадка, диарея, фарингит и кожная сыпь. Эта пандемия считается первой планетарной: от нее скончались около 5 миллионов римских граждан, по всей империи.

Чуть меньше чем через век болезнь вернулась в Средиземноморье, уже под именем “

Киприановой чумы

” и забрала жизни еще одного миллиона человек.

Первая зарегистрированная пандемия именно чумы пришла в Европу в 541–550 годах нашей эры и осталась в летописях под именем »

Юстинианова чума»

.

Достаточно точное описание течения данной болезни дал в своей книге «Церковная история» антиохийский юрист Евгарий Схоластик, живший в правление византийского императора Юстиниана I.

Симптомы, по наблюдениям Схолястика, были двоякие. В первом случае на теле больного появлялись наросты. Во втором — заражение протекало без внешних признаков, но на последней стадии отмечалось повышение температуры, одышка, бред. Впрочем, в любой ситуации человек сгорал буквально за несколько дней. Чума собрала дань со всех народов известного тогда мира — в общей сложности от эпидемии Юстиниановой чумы умерли 90 миллионов человек.

Самое известное в человеческой истории смертельное поветрие — »

Черная смерть

» 1346–1353 годов. Это была классическая, эталонная чума и пришла она в Европу, опять таки в Востока. Уничтожив в северных провинциях Китая около около 90% населения, потрепав Монголию и Индию, с купцами и корабельными крысами чума добралась до ближневосточных и европейских портовых городов. Оттуда болезнь начала свое неотвратимое шествие вглубь континента на север к Англии и на юг — в Сирию и Египет.

За семь лет непрерывного ужаса чума скосила 200 миллионов человек, что тогда равнялось численности примерно 60-ти процентов людей на Земле.

Что интересно, в Россию “Черная смерть” пришла уже в конце пандемии. Чума поразила население Москвы, Смоленска, Киева, Чернигова и Суздаля. Однако нет данных, что эти города обезлюдели, или чудовищно пострадали. Потом зараза поползла на юг и без следа угасла на землях будущего вольного казачества — где-то между реками Днестр, Дон и Хопер.

От эпидемий в новейшей истории страдал и Новый Свет. В 1545–1554 годах на территории Мексики и Центральной Америки бушевала эпидемия

“Коколизтли”

(“вредитель” в переводе с атцекского).

Природа этой эпидемии неизвестна, но похоже, это был старый, добрый европейский брюшной тиф, завезенный в Америку конкистадорами и осложненный местным климатом.

У зараженных «коколизтли» людей появлялись боли в груди и животе. Менялся цвет глаз, кожи, языка и мочи – они зеленели или чернели. Вскоре начинались бред, судороги, а потом — смерть. От эпидемии «коколизтли» скончались около 15 миллионов американских аборигенов.

Навязчивая подруга европейской истории — “чума”, в последующие столетия неоднократно гуляла по Евразийскому континенту. В 1654–1655 годах, при государе

Алексее Михайловиче

, она посетила Россию и погубила от 300 тысяч до 1 миллиона человек. Прицерковные кладбища в городах и селах были переполнены. »

Великая чума»

в Лондоне в 1665–1666 годах убила на территории Великобритании (преимущественно в столице) около 100 тысяч человек. Разруху довершил Великий лондонский пожар, который за 4 дня испепелил город. К счастью, английская чума оказалась локальной и не перекинулась на континент.

В 1720–1722 годы Францию посетила »

Марсельская чума»

. Эта была первая эпидемия для борьбы с которой власти ввели ограничения в передвижении людей и товаров. Портовый Марсель и ближайшие к нему города Прованса огородили противочумной стеной, пересекать которую запрещалось под страхом смертной казни. Так удалось локализовать эпидемию в пределах юга Франции, хотя около 100 тысяч человек все равно погибли. Уже тогда, наученные горьким опытом столетий, власти “вычислили”, что чуму завез в город корабль «Гран Сен-Антуан», приплывший из Сирии через Сеид, Триполи и Кипр.

А в Россию чума последний раз наведалась в царствование

Екатерины II

, в 1770–1772 годах. Скорее всего она явилась результатом Русско-турецких войн, так как начала распространяться из Северного Причерноморья. В центральном регионе администрацией городов и, в первую очередь — Москвы, были введены жесткие карантинные меры.

Один из необходимых в то время запретов — запрет целовать чудодейственную икону Божией Матери у Варварских ворот Китай-города привел к бунту. Набожные москвичи разграбили Чудов и Донской монастыри, убили московского архиепископа Амвросия, а затем разгромили богатые дома и чумные больницы. Бунт удалось подавить с помощью солдат: 100 человек горожан были убиты, еще 313 – арестованы.

XIX век запомнился тремя эпидемиями

холеры

: с 1816 по 1826 годы (в Европе и Азии), с 1829 по 1851 годы (кроме Европы и Азии затронула еще и Северную Америку) и с 1852 по 1860 годы (большая часть мира). За это столетие от холеры погибло более 60 млн человек. Вторая эпидемия, кстати, оказала русской культуре неоценимую услугу: пересиживая заразное поветрие в Болдино, Александр Пушкин написал «Евгения Онегина», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне» и множество иных перлов в стихах и прозе.

Вероятно, холера явилась тогда в мир как первое следствие промышленной революции: скученность людей в городах, но несоблюдение азов гигиены, оказалось холере “на руку”. Ведь холера передается исключительно фекально-оральным путем.

В конце XIX столетия, в 1877 году, в Европе объявилась

натуральная оспа

и в последующие годы убила более 500 тысяч человек по всему миру. Оспу удалось победить только через сто лет — в 1977 году, с помощью тотальной вакцинации населения. Сейчас вирус оспы официально признан вымершим – это первое заболевание, полностью побежденное человеком в неравном поединке.

Наконец — знаменитая

“Испанка”

, с которой так любят сравнивать современную нам эпидемию коронавируса COVID-19. “Испанка”, зародилась, как теперь известно, в США, среди солдат-новобранцев, отправляемых на европейский фронт. Как исключительно-опасная болезнь она была идентифицирована в Испанских госпиталях, отчего и получила свое общепринятое название.

В 1918–1920 годы, благодаря перемещениям больших масс гражданского населения и солдат, в условиях Первой мировой войны, испанка стремительно распространилась по всем континентам Земли. Ее победному шествию способствовали антисанитария, авитаминоз, плохое питание и скученность людей.

Болезнь эта, являлась по сути гриппом А подтипа H1N. Однако, всего за два года она заразила больше полумиллиарда человек, а убила более 100 миллионов. Наравне с чумой и оспой эту пандемию вспоминают как одну из самых страшных эпидемий в истории, ведь от «Испанки» умерло около 5% населения планеты.

Болезнь была коварна: большинство погибших от “Испанки” были здоровыми людьми в возрасте от 20 до 40 лет. Как теперь установлено, вирус вызывал в человеке “паническую” реакцию иммунной системы, отчего организм буквально убивал сам себя: ткани легких у зараженных людей разрушались, дыхательная система быстро заполнялась жидкостью. Люди пожилые, либо с ослабленной иммунной системой, наоборот — чаще выживали, или даже переносили заболевание на ногах.

С этих пор эпидемии гриппа, различной степени тяжести, стали постоянными спутниками человечества. В Китае, в 1957–1958 годах разразилась эпидемия

Азиатского гриппа

. Болезнь затронула даже СССР, где медицина уже в те годы была на должном уровне, не говоря уж о гражданской дисциплине. Сейчас эксперты полагают что тот вирус гриппа А подтипа H2N2 убил в Азии около 5 миллионов человек, но точной статистики в регионе тогда не велось.

У всех на памяти, как в 2009–2010 годах пришел

“Свиной” грипп

A/H1N1. Впервые он был идентифицирован в Мексике. Его симптомы: головная боль, повышение температуры, кашель, насморк, диарея, рвота и режущие боли в животе.

Конспирологи и тогда уверяли, что “Свиной” грипп был заговором фармацевтических компаний, которые во время пандемии заработали на вакцине более 18 млрд долларов. Действительно, лабораторно-подтвержденных случаев заражения “свиным” гриппом зафиксировано лишь 18 500. На самом деле, по уточненным данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, жертв заболевания было на порядок больше — 575 400 человек.

Наконец, нельзя забывать о текущих, “вневременных” эпидемиях. Это

лихорадка Эбола

, начавшаяся в Западной Африке в 2013 году и эпидемия

вируса иммунодефицита человека (ВИЧ)

, идентифицированная в 1980 году и не побежденная по настоящее время.

Лихорадку Эбола к счастью, карантинными мерами удалось запереть на Черном континенте, а в октябре 2019 года была получена вакцина от этой болезни. Правда, она имеет лишь временную регистрацию ВОЗ. В настоящий момент жертвами данного заболевания все же стали более 11 000 человек.

В случае с ВИЧ, терапия и лекарства позволяют лишь замедлить течение заболевания, однако не избавляют от него. Начиная с 1980 года в общей сложности из-за ВИЧ погибло более 40 сорока человек. Еще более 37 миллионов человек живут с этим заболеванием.

Вирус иммунодефицита передается через кровь, половым путем и от матери – ребенку. Попадая в организм, он разрушает клетки иммунной системы, и без терапии их количество вскоре падает. Когда иммунная система достаточно ослаблена, в организме человека появляются другие заболевания, которых без ВИЧ не было бы, – это и есть СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита).


Читайте по теме:

Какой будет валюта после карантина?

Когда начнут грабить продуктовые магазины?

Воображариум вируса Ковида

Короналагерь Москва: перспективы выживания