Горящий маршрут

Неделю назад в Москве произошло чрезвычайное происшествие в стиле бандитских 90-х. Неизвестные лица осуществили поджог более двадцати практически новых пассажирских автобусов, ущерб оценивается более чем в 160 миллионов рублей

По данному факту следственным управлением по ЮЗАО Москвы возбуждено уголовное дело по статье 167 УК РФ «Умышленное повреждение чужого имущества, с причинением значительного ущерба». Ряд экспертов утверждают, что поджог был совершен по предварительному сговору и заказу криминальных структур.

Пассажирские межрегиональные автобусные перевозки – один из самых непрозрачных видов бизнеса в России. По оценкам, более 60% автобусных пассажирских перевозок находится в серой зоне. Отсутствует единая система контроля и учета продажи проездных билетов: зачастую билеты продаются за наличные средства непосредственно уводителей. Отсутствует единый согласованный реестр названий станций, актуальная информация поступает не оперативно. В результате, нет достоверной статистики по перевозкам пассажиров. При этом обороты рынка огромны, его представляют сотни разрозненных игроков — перевозчиков и транспортных компаний. Ространснадзору, осуществляющего лицензирование пассажирских перевозок, уследить за ними сложно.

В результате, сколько они выполняют перевозок, сколько получают за работу — не знает никто. «Теневой» сектор автобусных перевозок не позволяет развиваться законопослушному бизнесу, так как нелегальные перевозки не платят налоги, демпингуют, а порой используют методы борьбы с конкурентами, выходящие за рамки закона — с поджогами, угрозами, избиениями и даже убийствами.

Сгоревшие автобусы обслуживали маршруты Новомосковск-Москва. Этот маршрут постоянно загружен — люди из Тульской области каждый день ездят на работу в Москву, обратно. Известно, что перевозки между Новомосковском и Москвой неформально контролирует ранее судимый Валерий Плужников (Иванов). В 1996 году разыскиваемый за нанесение тяжких телесных повреждений молодой женщине и завладение чужим транспортом, начинающий люберецкий «авторитет» Валерий Плужников перебрался из Москвы в Тулу, где обзавёлся паспортом на имя Валерия Иванова и стал контролером на местном вокзале, а на самом деле терроризировал тамошних водителей.

Уже через десять лет Плужников (Иванов) «отжал» у местных тульских предпринимателей маршрут Новомосковск – Москва. Видимо, в борьбе за деньги в ход шёл весь арсенал: проколы шин, демпинг, перехват пассажиропотока нелегальными автобусами под видом «заказных», угрозы, стрельба, поджоги. Плужников (Иванов), видимо, участвовал в избиении и похищении директора ООО «Анита-трейд» Владимира Сахарова и его друга Сергея Полунина, в это же время был убит руководитель сильнейшего регионального транспортного предприятия Николай Митяев.

С тех пор Плужников (Иванов) фактически контролирует автобусные пассажирские маршруты из Новомосковская в Москву. Андрей Ревко, президент Тульского областного союза транспортников, говорит, что: «…уже более десятка лет на межрегиональных перевозках «Новомосковск-Москва» постоянно возникают проблемы. Причем не только в Новомосковске. Время от времени приходящие на маршрут конкуренты прогорают в прямом смысле слова.Автобусы горят не только в гараже и на стоянке, но и в процессе эксплуатации, когда в автобусы с пассажирами бросали бутылки с зажигательной смесью».

Похоже, что никаких налогов Плужников не платит, на все это местные власти давно закрыли глаза. За годы теневых пассажирских перевозок и получения подобного рода доходов Плужникову удалось выстроить устойчивые связи с проверяющими органами и органами местного самоуправления. Достаточно вспомнить громкое дело, когда среди инспекторов Ространснадзора был выявлен ряд сотрудников, «оказывающих содействие» бизнесу Плужникова. Общая сумма только доказанных взяток перевалила за миллион. Среди связей фигуранта бывший прокурор Новомосковска Алексей Боткин. Именно он был одним из первых «покровителей» нелегальных перевозок.

По соседству с транспортным воротилой проживает бывший глава Новомосковского района Игорь Потапов, который приходится крёстным отцом одного из детей Плужникова. Среди покровителей можно выделить и главу администрации города Донского Тульской области Руслана Бутова, именно благодаря ему местная автостанция перешла в фактическое управление к Валерию Плужникову. Аналогичная ситуация сложилась и в городе Узловой, где глава администрации Николай Терехов обеспечил автотранспорту ушлого предпринимателя невиданные конкурентные преимущества.

Авторитетный член Новомосковского депутатского собрания Олег Михайлов даже выбился в партнёры Валерия Плужникова. Именно предприятия, в которых депутат числится на различных должностях, с завидным постоянством выигрывают в Новомосковске тендеры на пассажироперевозки. Составить конкуренцию мог бы Тулаавтотранс, но вопреки логике его генеральный директор Юрий Сидельников обеспечивает «Автостару» и «Тульской транспортной компании» самые выгодные маршруты и время расписания движения. Можно предположить, что не без собственной выгоды.

В 2010 году Плужников случайно оказался на скамье подсудимых:попался на использовании поддельного паспорта, и по совокупности ранее совершенных преступлений отбыл четырехлетний срок в исправительной колонии №38 в городе Березники Пермского края. Освободившись Плужников вошел в контакт с судьей Советского районного суда Тулы Светланой Якушевой – сегодня их связывают самые близкие отношения, они вместе проводят время, отдыхают за границей. Именно Якушева своим решением сняла надзор с Валерия Плужникова, постановив, что тот «встал на путь исправления».

Однако на самом деле тот продолжил наступление на новомосковских предпринимателей. У того, кто не согласен играть по его правилам, неожиданно сгорали автобусы. Тот, кто соглашался, тоже терял транспорт, ведь Плужников практически полностью контролировал расписание рейсов. Неугодные получали самые провальные часы, терпели убытки, и чтобы хоть как-то свести концы с концами, по остаточной стоимости продавали технику. С не меньшим пренебрежением он относится и к нанятым работникам – водителям автобусов. Фактически, они находятся в рабском положении, выполняя его требования, за собственный счет и своими силами проводя ремонт транспорта. Один из водителей, Геннадий Белоусов, из Кимовска, за то, что посмел спорить, был избит, находился в коме и сейчас пребывает в вегетативном состоянии. И это преступление сошло с рук «авторитетных перевозчиков. Делу не дали ход по распоряжению кимовского прокурора Юрия Щербакова. Список так или иначе пострадавших предпринимателей постоянно пополняется. И на данный момент в нем насчитывается более двух десятков эпизодов. Сам же Плужников значится учредителем, соучредителем и руководителем, как минимум, уже в пяти компаниях, − «ПИК», «АвтоСтар», «Интертранс», «Ветерок», АТП №10.

Срастание криминала и власти было возможным в далёкие девяностые, но сегодня это выглядит экзотикой. Трудно поверить, что поблизости с Москвой ещё сохранились подобные заповедники. Подобная ситуация подрывает основы правового государства и препятствует развитию рынка пассажироперевозок, ставит под угрозу жизнь, безопасность и здоровье пассажиров. Ведь криминальный бизнес в погоне за прибылью пренебрегает элементарными требованиями, не обновляет автопарк, экономит на техническом обслуживании и профессиональных водителях, да и просто не несёт никакой реальной ответственности.

По мнению экспертов, массовое сожжение автобусов больше похоже на акт терроризма, и расследование данного преступления необходимо взять под жесткий контроль со стороны ФСБ, Министерства внутренних дел, губернатора Тульской области Алексея Дюмина и мэра Москвы Сергея Собянина. Власти должны навести порядок в этом вопиющем случае, а также установить законные правила и контролировать их соблюдение. И тогда бизнес, к которому относятся и пассажироперевозки, реально станет основой экономики страны, о чём неоднократно говорил президент Владимир Путин. И только тогда возвращение в девяностые станет невозможным.