Как выбирались из-за границы клиенты закрывшихся турфирм

5 августа прекратила работу группа туркомпаний «Интаэр». Еще в июле приостановили деятельность другие три туроператора — одна из старейших компаний в этом секторе «Нева», а также «Роза ветров Мир» и «Экспо-тур». Пострадали более 20 тысяч их клиентов и еще 60 тысяч клиентов «Лабиринта». Отпускники рассказали, как они выбирались с отдыха, во сколько он им в итоге обошелся и кто им помог.


Платите и уезжайте

«Нева» объявила, что не может выполнить свои обязательства перед клиентами, 16 июля. Люди, которые уехали по туру «Невы», узнали о проблемах на несколько дней раньше. Марина Свердлина прилетела на Родос (Греция) из Санкт-Петербурга 10 июля. Там принимающая сторона, Beleon Tours, сразу сообщила, что турфирма не выполнила свои обязательства, и местный туроператор повезет их по отелям за свой счет. Отель, в который летела Марина, ее не принял, потому что не было оплаты. Потом Beleon сказал, что в этом отеле была двойная бронь. Через четыре дня они еще раз переехали.

В такую же ситуацию на Родосе попала Любовь Вашугина. Она прилетела на остров 11 июля, Beleon Tours сообщил, что расселит клиентов «Невы» по отелям за свой счет. Туристы попытались узнать, зачем, если, во-первых, они оплатили путевки, а во-вторых, туроператор не получил эти деньги. Через три дня оказалось, что Beleon требует с туристов больше, чем стоит проживание в отеле в тот момент и по условиям туров. Через пять дней после банкротства «Невы» туроператор потребовал, чтобы люди заплатили за остальные дни, проведенные в гостинице, пригрозив в противном случае забрать ключи.

На второй день отпуска в российском консульстве Марине Свердлиной посоветовали купить билеты домой на ближайший рейс или оплатить проживание. «Нева» же заверила, что уже перевела деньги, а проблемы создает принимающая сторона. С этого момента туристов начали кормить «завтраками». 12 июля приехали еще несколько семей с путевками «Невы», местный туроператор потребовал, чтобы все через несколько часов оплатили отдых. Их отель, похоже, был не в курсе ситуации, — рассказывает Марина.

Фото: shutterstock.com / Kamira

Другой клиент «Невы», Михаил Белоусов, купил тур на 18 дней с 13 июля, но вернулся с семьей из Бенидорма (Испания) всего через три дня после того, как турфирма объявила о прекращении работы. Вечером 16 июля семья Михаила вернулась с пляжа, и представитель местного партнера «Невы» Terramar сказал им, что нужно оплатить проживание за весь срок, билеты аннулированы. Михаил отказался платить, и требование снизили до расчета за прошедшие дни, но выехать из отеля в полдень. Михаил купил обратные билеты, рассчитывая улететь через два дня, и отдал деньги еще за двое суток проживания напрямую администратору отеля. Terramar, не получив денег от Михаила, испарился, на звонки не отвечал, но продолжает присылать ему счета за прожитые дни.

«16 числа мы обнаружили в номере нашего отеля в Алании записку, что нас выписывают из отеля. В отличие от многих нам «повезло» — наши чемоданы не взяли в заложники, и те четыре дня, что мы успели отдохнуть, были оплачены. «Нева» платила отелю траншами через местного посредника, который, узнав о банкротстве, просто закрыл все текущие ваучеры на гостиницы 16-м числом»,— рассказывает Мария Несовитина. Ее семья решила, что продолжать отпуск за свой счет им не по карману, через родственников связалась с «Турпомощью». В итоге, они «сидели на чемоданах» и оплачивали отель по одному дню.


Выбирайтесь сами

Клиенты «Невы» рассказали, что ни одна организация — ни туроператоры, ни ассоциации, ни госорганы — не помогли им хотя бы добраться до дома. Любови Вашугиной пригрозил снять бронь с номеров, если она не заплатит. У нее на руках не было обратных билетов, их обещали выдать уже в Греции. Beleon начал этим пользоваться. До 16 июля туристов успокаивали представители «Невы». В ассоциации туроператоров «Турпомощь» им не ответили, а представитель Роспотребнадзора еще 14 июля сообщил, что «Нева» — банкрот. В день, когда турфирма сама объявила, что прекращает работу, те, с кем Любовь оказалась в одном отеле, забронировали билеты обратно. Они не дождались ответа от «Турпомощи» и теперь, хотя ассоциация обещает помогать клиентам уже обанкротившихся компаний. Российский союз туриндустрии ответил отпускникам, что попросил Beleon прекратить поборы, но туроператор не останавливался.


Платите тоже сами

Марии Несовитиной «Турпомощь» оплатила обратные авиабилеты, остальным туристам, опрошенным «Профилем», пришлось заплатить за них, за трансферы до отеля и аэропорта и за прожитые дни. После закрытия «Лабиринта» «Турпомощь»заявила , что у нее заканчиваются средства на возвращение россиян домой.

Люди не знают, вернет ли им страховая компания потраченные деньги,— приехав на море, они выложили еще минимум 20 000 рублей. На примере турфирмы «Нева» уже понятно, что не все ее клиенты получат деньги: обязательства компании на 100 миллионов рублейпревысили оговоренную в договоре страхования сумму.


Самый плохой сезон

Переставшие работать турфирмы объяснили это девальвацией рубля, ситуацией на Украине, тем, что силовикам и госслужащим запретили выезжать за границу. В предыдущие годы турфирмы объявляли себя банкротами по другим причинам: когда закрываются все платежи, и им нужно выкупать места на следующий сезон, а в это время образовался кассовый разрыв, рассказывает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Это происходило в ноябре или в конце февраля. Чтобы компании объявляли себя банкротами посреди лета и так часто — такого не было никогда, даже в кризисные 1998, 1999 и в 2009 годах. Несколько лет назад люди, управлявшие турфирмой, которая обанкротилась, быстро открывали такой же бизнес. Общее количество игроков на этом рынке давно не меняется, порога вхождения на рынок турагентств нет, а конкуренция — это одна из причин многих банкротств.

Пока сложно сказать, продолжится ли череда банкротств до конца сезона. Последствия для рынка можно будет оценить, посмотрев, что произойдет в начале сентября. Пока на ближайшие даты количество бронирований немного снизилось. Правда, в прошлые годы, после банкротств турфирм «Ланта тур», «Капитал» люди дольше вели себя осторожно, сейчас эффект на бронирования длится около недели — десяти дней, рассказывает Майя Ломидзе.

«Если бы нам сразу сказали, что всё, «Нева» не переведёт деньги, я бы, как и многие, сразу и улетела. А когда нам сообщили, что «Нева» приостановила деятельность, мы кинулись покупать билеты. Кто-то успел купить на ранние даты, а у нас вылет был запланирован на 21 июля, и до этого дня улететь уже было невозможно»,— вспоминает клиент «Невы» Марина Свердлина.

Банкротство в бизнесе — это нормально, главная проблема — защитить туристов. Опасность для них создает не только туристическое законодательство, в котором много пробелов, но и взаимодействие со страховыми компаниями. После этих случаев россияне наверняка станут чаще бронировать билеты и места в гостиницах сами, но бизнес турфирм и туроператоров не умрет. Он изменится, но пока сложно сказать, как. Тем, кто хочет купить тур, лучше идти к крупным операторам, а «Нева» и «Ланта» такими не были. Если туристов обманула принимающая сторона (туроператор), застраховаться от этого невозможно, и все-таки большинство партнеров ведут себя адекватно. Если туроператор недобросовестный, можно только обратиться за помощью в Ростуризм или МИД, — советует Майя Ломидзе из Ассоциации туроператоров России.

Источник:http://www.profile.ru/society/item/84727-nam-povezlo-nashi-chemodany-ne-vzyali-v-zalozhniki