Марат Хуснуллин стал героем блогосферы

Пока продолжается скандал, связанный с обвинениями бизнесмена Михаила Хубутия в адрес Марата Хуснуллина, вице-мэра вспомнили и другие. Так, известный журналист Николай Троицкий выложил у себя разоблачительную статью «с пометками», в которой подробно рассказывает о карьере всесильного московского чиновника.

Цепочку негативных фактов про Марата Хуснуллина наглядно представляет материал международной организации по борьбе с коррупциейTransparency International. Если добавить к нему кое-какиесведения из открытых источников , получится весьма любопытный портрет второго (если не первого, какзамечает в скобках Николай Троицкий) лица столицы и совсем не последнего человека в стране.

Марат Хусунллин начинал в 80-х годах как лаборант Казанского финансово-экономического института. Перестройка и смутные времена пошли ему на пользу: в конце 80-х-начале 90-х Хуснуллин – главный бухгалтер, председатель казанского строительного кооператива «Темп», затем – генеральный директор ООО «Интерпластсервис», а, потом, до 2000 года – генеральный директор ООО Строительная торгово-промышленная фирма «Ак Барс»: «типичный бизнесмен-чиновник из Татарстана». В конце 90-х Хуснуллин уже депутат Государственного Совета Татарстана, а в период 2001-2010 – министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства республики. На этой должности, как считается, Хуснуллин себя неплохо проявил: Казань перестроилась, а другие татарстанские города начали за ней подтягиваться, власти освоили электронную систему закупок, экспертизы и разрешений на строительство, а главное – были успешно возведены спортивные объекты к Универсиаде-2013.

Хорошего «резюме» для работы на высших должностях в Москве, как известно, мало – нужно иметь некоторое протеже. Считается, что таким «лоббистом» персоны Хусунллина выступил другой уроженец Татарстана Марат Кабаев – бывший футболист, председатель Международной ассоциации исламского бизнеса и отец Алины Кабаевой, как известно, весьма влиятельного человека. Возможно Хуснуллину помогли и другие связи. «Есть мнение: родственники Хуснуллина по фамилии Минихановы не просто однофамильцы президента Татарстана», — пишет Троицкий. Так или иначе, 18 ноября 2010 года Хуснуллин стал руководителем Департамента городского строительства Москвы, а 2 декабря 2010 года заместителем мэра по вопросам градостроительной политики и строительства. Вскоре Хуснуллин сосредоточил в своих руках еще ряд полномочий, заняв руководящие должности в Коллегии по вопросам градостроительной политики и строительства города Москвы и городской комиссию по пресечению самовольного строительства. С 1 июля 2012 года Хуснуллин стал контролировать и строительную политику в «новой Москве».

«Татарстанский период жизни Хуснуллина крайне важен для анализа его личности и деятельности», — сообщается в посте Троицкого. Дело в том, что, согласно данным Transparency International, Хуснуллин на родине «наработал» пул дружественных бизнесменов, который вместе с ним потом пришел осваивать московский рынок. В круге Хуснуллина не только друзья, но и прямые родственники: существовавшая с 2006 по 2011 год компания «Авердикс» (зарегистрирована на лондонскую Averdo Property Management Limited и офшор из Британских Виргинских островов Averdix Business Corp) принадлежала некой Розе Хуснуллиной, зарегистрированной по месту жительства в принадлежавшем Марату Хуснуллину доме. Это — мать чиновника, которая в интервью «Дождю» косвенно подтвердила свое директорство, ноне захотела раскрывать подробности . Фирма Розы Хуснуллиной в Татарстане скупала контрольные пакеты крупных строительных и коммунальных организаций. Лилия Хуснуллина, жена вице-мэра, ранее владела 100% акций ООО «ИнвестПлюс», инвестировавшей строительство гостиницы «Ильмар-Сити» в Казани.

Со временем из людей с татарстанскими активами выстроился «привилегированный круг», куда вошли также и чиновники, неофициально владеющие теневыми капиталами. Главные действующие лица: Дамир Газизов (бывший казанский бизнесмен, ныне руководитель «Управления гражданского строительства» (УГС)), Ильдус Минниханов (некогда директор фирмы-собственника упомянутой выше гостиницы «ИнвестПлюс», сменённый на этой должности дочерью Хуснуллина Алиной Маратовной, а затем уехавший в Москву работать советником своего друга и покровителя), Максат Шеммедов (23-летний гендиректор и единственный учредитель столичного ООО “Центроград”, свояк Ильдуса Минниханова) и Альберт Суниев (руководит «Мосинжпроектом» в должности замгендиректора и «Управлением по экспериментальной застройки микрорайонов» (УЭЗ), который объединяет ряд ГУПов и других предприятий).

Альберт Суниев, в частности, координирует «экспериментальную застройку» — под нее, говорят бизнесмены, можно подвести практически что угодно для распила бюджета. Недавно Альберта Суниева и Марата Хуснуллина в своем Facebook в коррупции и вымогательстве обвинил владелец «Гостиного двора», глава грузинского землячества Михаил Хубутия. Николай Троицкий пишет, что знаком с этим бизнесменом, которому присущи все свойства и качества предпринимателей, и при этом он – человек порядочный. Хубутиязаявил в своих постах и комментариях к ним не только о хуснуллинских друзьях и родственниках, но и о вымогательстве трех миллионов долларов и тысячах кв. м. площадей, а также об угрозах его семье, неких 25 миллионах долларов, на махинациях с которыми якобы попался Хуснуллин и даже о преступлениях вице-мэра на сексуальной почве. К слову, в телеграм-каналах после «наезда» Хубутия на Хуснуллина стали, возможно, как ответ, распространяться негативные сведения и о его семье.

Газизов, Хуснуллин и Суниев, судя по материалам расследования, снабжают определенный круг компаний бесперебойными и очень выгодными государственными заказами. «Медуза»пишет, что это за компании: «Татстрой», «Водоканалсервис» и «Татсельжилкомхоз», принадлежавшие матери Марата Хуснуллина, заработали на госконтрактах не менее 10 миллиардов рублей.

Вместе с Дамиром Газизовым и Альбертом Суниевым Марат Хуснуллин «рулит» и программой реновации ветхого жилья, которая, похоже, «осваивалась» чиновниками и их друзьями-предпринимателямиеще до того, как о ней объявили народу . «РБК писали, что только на разработку проектов 40 с чем-то домов для переселенцев Москва тратит что-то около 2,5 миллиардов рублей. Я так думаю, что если бы коммерческое жилье проектировалось по таким расценкам, то убогая двушка в человейнике в пригороде столицы стоила бы не 7, а все 14 миллионов рублей. А сколько будет стоить строительство этих домов? Это вам не жалкий «Крымский мост»…», — анализирует Николай Троицкий.

Бурная строительная деятельность клана Хуснуллина сопровождается варварским разрушением архитектурного наследия и природы, что регулярно вызывает закономерные протесты горожан. Достаточно вспомнить снос домов Привалова наСадовнической улице (владение 9 ) — важной части историко-культурного наследия Москвы. Протестные действия «Яблока», «Архнадзора» и простых москвичей ни к чему не привели. В 2016 году Хуснуллинпросто ликвидировал «сносную комиссии» (официальное название – Комиссия при правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия). По подсчетам общественников, за время работы Хуснуллина Москва лишилась как минимум сорока памятников архитектуры. В то же время темпы решения жилищной проблемы московский очередников снизились в два с половиной раза.

Неудивительно, что Марат Хуснуллин попал в доклад Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), опубликованный ранее ИА REGNUM, в качестве одного из самых непопулярных в народе столичных чиновников. Свой пост Николай Троицкий заканчивает словами: «За Москву обидно, я ведь тут живу. Да, конечно, город начали губить не вчера, не позавчера, и Собянин с Хуснуллиным — не первые и не последние. Но от этого не легче».