Михаил Синельников-Оришак: «Власти должны полностью обеспечивать госслужащих во избежание коррупционных проявлений»

Продолжаются задержания высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов. На этот раз в Санкт-Петербурге арестован по подозрению в получении взятки в 50 млн рублей начальник 17-го отдела («Запад») РУСБ ГУСБ МВД России Юрий Тимченко. Как пишут СМИ со ссылкой на источники следствия, требования Тимченко от одного из руководителей ООО «Деловые линии» составляли 100 млн рублей. Взамен полковник пообещал прекратить уголовное дело в адрес компании по неуплате 1 млрд рублей налогов и снять с ареста порядка 1,5 млрд рублей.

8 декабря посредники при получении взятки Константин Марченков и Сергей Зиновенко были задержаны оперативниками УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в одном из подземных паркингов. Их взяли с поличным при получении от представителя «Деловых линий» муляжа на 50 млн рублей.

Как сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк, ведомство совместно с ФСБ проведет проверку, в ходе которой будут подробно изучены условия, причины и обстоятельства задержания. По результатам будет приято процессуальное решение.

Незадолго до этого события ФСБ провела обыски и арестовала в Москве двух высокопоставленных сотрудников антикоррупционного подразделения МВД РФ.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал известный политолог, руководитель интернет-проекта «Энциклопедия компромата» Михаил Синельников-Оришак.


— Охота на «оборотней в погонах» набирает обороты. Причем в ряде случаев это высокопоставленные правоохранители, берущие взятки отнюдь не борзыми щенками. И возникает вполне закономерный вопрос: на своем ли месте сидят господа Колокольцев, Бастрыкин и т.д., если за их спинами проводятся «сделки» на десятки и сотни миллионов рублей?

— Этот же вопрос можно адресовать к полицейским всех стран. На своем ли месте сидят высокопоставленные руководители той же Америки? Там тоже, несмотря на разделение на ФБР, шерифов, муниципальную полицию, происходят громкие скандалы. Они связаны с многомиллиардными взятками в сфере борьбы с наркотиками, в приграничных районах с Мексикой. В Лас-Вегасе много что можно рассказать про коррупцию среди полицейских, а сам город возглавляют представители организованной преступности.

На месте ли сидят господа Колокольцев и прочие? Я думаю — да, потому что эти скандалы происходят при их руководстве. Было бы гораздо хуже, если бы оборотни в погонах сидели на своих местах, а мы бы ничего не знали о фактах коррупции.

Взяточники есть и будут всегда. Сама система в России выстроена так, что полицейские, чиновники не заинтересованы работать честно. Поэтому с помощью пары-тройки крупных взяток они могут обеспечить себя на всю жизнь, чем, если бы они жили на одну зарплату. У них возникает большой соблазн: а зачем мне горбатится всю жизнь, когда я могу получить здесь и сейчас. В России сломаны сдерживающие нравственные понятия, которые воспитывались в Советском Союзе. И пока что взятки выглядят более предпочтительным способом заработка. И это будет происходить, если не изменить Систему.

Я считаю, что человек, который поступает на службу, должен получать от государства очень много. И не только в виде зарплаты, но и льгот, кредитов, решения бытовых вопросов. В их числе покупка машины, квартиры, оплата за обучение детей. Один из реалистичных вариантов – выдача им беспроцентных кредитов. В этом случае есть вероятность, что таким правоохранителям нет нужды смотреть куда-то на сторону. Но если его изобличат в коррупции, то такой условный полицейский должен будет государству огромные деньги, будет поставлен на грань разорения и перечеркнет все карьерные перспективы. Аналогичные методы можно применить и к чиновникам. Если они станут соблюдать закон и делать дело, то не окажутся с семьей в трудном материальном положении и его заслуги оценит общество. В этом случае не вижу ничего плохого, чтобы в честь честных полицейских и госслужащих называть улицы, корабли, звезды. Вывод – при соблюдении служебных обязанностей и закона государство компенсирует этим людям все накладываемые ограничения. В конечном итоге правоохранители не должны жить бедно и иметь конкретную заинтересованность кроме службы своей стране.

А так мы видим иную картину и хорошо, что коррупционные скандалы выходят на поверхность и о них знает общество. В противном случае это вызывало бы вопросы, что этим никто не занимается.


— После выборов президента антикоррупционная кампания пойдет на спад? Или мы еще услышим о большой чистке в правоохранительных органах?

— Все эти антикоррупционные кампании звучат несерьезно. Нам внушили, что все беды от коррупции. В российской истории было немало таких примеров – Меншиков, князь Потемкин. Эти и прочие граждане себя не забывали при государственном строительстве. Но их польза стране с лихвой перекрыла весь ущерб.

Чтобы украсть, надо тоже иметь мозги. Вспомним арестованного губернатора, коего назвали «Санька – золотая ручка». Но зачем покупать себе какую-то цацку за немыслимые деньги, эту драгоценную ручку. Это же уровень пэтэушника. Они продолжают мериться яхтами, машинами, любовницами. Настолько это мелко. Создать что-то неординарное они не в состоянии. И проблема здесь в том, что нет отсева неграмотных и нечистоплотных людей. Тех, кто ничего не может и не хочет что-то сделать для своей страны.

На мой взгляд, власть не заинтересована в системной борьбе с коррупцией, хотя общество наоборот, готово к этому. Но до сих пор не введена оценка работы чиновника на своей должности: что он, к примеру, сделал полезного за 3-5 лет пребывания в своем кресле.

Так что вся эта антикоррупционная кампания не более чем, замена одних людей на аналогичных других. Возьмем
арест
Улюкаева. Я думал, что после этого сократят его министерство экономики. Поскольку никакой полезной работы, кроме порождения кризиса в стране, оно не производило.

Изменение системы возможно тогда, когда государство будет отбирать людей по способностям и содержательным программам. А у нас всегда руководствуются объемами выделения денег по тем или иным направлениям. Не в этом решение проблемы, а в конечном результате. Будь то новые дороги или ЖКХ.
РАНЕЕ В РУБРИКЕ