Новые правила обучения водителей — это забота о генофонде нации

Реформа образования водителей, начатая 2 года назад, фактически вступила в завершающую фазу – правила получения курсантами автошкол водительских прав будут существенно усложнены. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев утвердил новый административный регламент сдачи экзаменов и направил его на регистрацию, и через 10 дней после опубликования он уже должен вступить в силу.

Этот документ, без малого в сотню страниц, регламентирует процедуру тестирования будущих водителей в ГИБДД. Она стала намного серьезнее, хотя многое и осталось, на первый взгляд, без изменений. По-прежнему экзамен будет состоять из трех частей – теория, первоначальные навыки вождения и езда по городу. Однако при сдаче теории, к примеру, после каждого неверного ответа – а их по-прежнему допускается всего два из 20 — курсант получает 5 дополнительных вопросов. На площадке необходимо выполнить большее количество вариантов упражнений из большего количества тестов. Что касается езды по городу, то претенденты на получение прав по-прежнему будут получать за нее штрафные баллы, и после 5 сходить с дистанции, однако принцип начисления баллов стал куда более жестким. К примеру, заглохший двигатель, который пока еще считается «ничего особенного», станет «стоить» 1 балл.

Будут установлены и более строгие временные рамки сдачи экзаменов, а на правах нового образца будут устанавливаться дополнительные отметки, означающие водительские особенности будущего владельца – например, право ездить только на автоматической трансмиссии, или с коррекционными линзами (в очках), или со слуховым аппаратом.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал руководитель московского представительства Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.


— Ужесточение условий получения водительских прав можно только приветствовать. Однако даст ли это ожидаемые результаты, учитывая неидеальное состояние дорожной инфраструктуры, возможность всегда «порешать вопросы» с инспектором ГИБДД «на месте» и т.д.?

— Мне кажется, говорить надо не об ужесточении, а скорее о совершенствовании этой процедуры. Водительские права именно потому и называются «правами», что они дают своему владельцу дополнительные права, или, если хотите, привилегии. И меньше всего нам надо волноваться о стоимости этих привилегий – пусть об этом думают государственные контролирующие структуры. Нас с вами должно волновать то, чтобы эти привилегии получали люди по-настоящему ответственные и действительно умеющие управлять автомобилем – средством, между прочим, повышенной опасности.

Помнится, в советское время обучение водителей занимало 300 часов, и то человек, впервые выезжая на дорогу, чувствовал свою особенную ответственность, и это при том, что движение было далеко не таким интенсивным. А сегодня время обучения составляет всего 120 часов, а не так давно – и вообще составлял смехотворные 60. А что такое 60 часов. Да после того, как моя супруга прошла обучение за это время и села за руль, я не то что ребенка боялся с ней отправлять – я сам боялся ехать рядом с ней, за себя боялся и за нее. Посмотрите на статистику ДТП с летальным исходом: почти все виноватые в них водители – молодые люди со стажем вождения не более 5 лет. Так что новые правила обучения – не ужесточение, а забота о жизнях людей, о генофонде нации, в конце концов.


— С вступлением в силу нового административного регламента сдачи экзаменов получить права будет дороже? Не получится ли так, что даже законопослушные граждане для получения заветных корочек будут вынуждены действовать по формуле: «не подмажешь – не поедешь»?

— Как показывает практика, 70% случаев «групповой» сдачи экзаменов, когда автошколы собирают с курсантов фиксированные суммы «на права», являются инициативой самих автошкол и не имеют к ГИБДД ни малейшего отношения. Конечно, встречаются иногда «палочная система», «узаконенные» места выезда и т.п., однако все это – скорее из разряда «по знакомству» и случается среди низшего офицерского состава. Да, это коррупция в чистом виде, однако искоренить такие ее виды достаточно просто – пара «посадок», и проблема решена.

Новый регламент обязательно приведет к «удорожанию» прав, как к легальному, так и к нелегальному. Однако здесь не тот случай, когда следует отказываться от перемен из боязни роста коррупции. К тому же в системе организации и безопасности дорожного движения многое уже сдвинулось в сторону исключения коррупционной составляющей. К примеру, автоматические камеры слежения практически свели на нет поборы на дорогах, и это правильно. Видеорегистраторы и ролики с них в Интернете – это тоже правильно. Причем все это дает «по рукам» не только взяточникам, но и взяткодателям – ведь они рождают преступное предложение для преступного спрос. Так что с коррупцией бороться нужно и можно, и в этом направлении уже многое сделано и еще больше делается.


— Думаю, вы детально изучили все предлагавшиеся ноу-хау в рамках реформы образования водителей. В целом как оцениваете новый регламент? На какие его пункты хотели бы обратить внимание наших читателей?

— Мне нравится усиление контроля за сдачей экзаменов, усложнение этих экзаменов. Мне нравится увеличение материальных вложений в обучение водителей. Обучение и сдача экзамена на автомобиле с автоматической трансмиссией – это тоже правильно. Также очень удобно, что сдавать экзамен и получать права можно будет не по месту жительства или регистрации, а по месту обращения.

А в целом изменение регламента направлено, как мне кажется, на то, чтобы будущие водители ощущали большую ответственность за свое поведение на дороге. Пока многие из претендентов на получение прав, к сожалению, относятся к этому так: лишь бы получить права и поехать, а чем это чревато для них самих, для их близких, да и для любого из нас – все равно. Так вот, такого отношения быть не должно. В первую очередь будущий водитель должен думать не о правах, а о своих обязанностях – обязанности выбирать безопасный автомобиль, использовать средства безопасности, выбирать безопасный режим езды, соблюдать правила дорожного движения, цивилизованно и ответственно вести себя на дороге и т.д. К примеру, моя дочь училась водить уже под моим руководством, по моим правилам, которые я вам только что изложил – и с ней я ездить не боюсь.