Об ахиллесовой пяте Московского центрального кольца

До сих пор непонятно, почему кольцо, которое проходит главным образом по окраинам столицы, называется центральным. Тем не менее, оно является одним из немногих глюков МЦК, движение по которому началось в субботу.

У Московского центрального кольца было достаточно много имен, прежде чем за ним утвердилось данное официальное название. Его называли и Окружной железной дорогой, и Малым московским кольцом, и Второй кольцевой линией.

© Максим Блинов/РИА Новости

Московское центральное кольцо (МЦК, так и хочется добавить — КПСС), прежде чем получить такое официальное название, поменяло много имен: было оно и Окружной железной дорогой, и Малым московским кольцом, и Второй кольцевой линией.

Окончательное название явно не самое удачное, потому что пролегает МЦК не по центру Москвы, а по ее глубокой «провинции», но, в конце концов, назови хоть горшком, лишь бы работало.

«Осторожно, двери закрываются, следующая станция — „Автозаводская“», — звучит привычное объявление на русском и английском. Новый для Москвы гибрид метро и пригородной электрички совсем не нов как вид транспорта. Берлинцы больше века пользуются S-Bahn, да и в России в Волгограде городская электричка играет роль наземного метрополитена (а еще там есть подземный гибрид трамвая и метро).

Составы МЦК тоже уже привычны россиянам — «Ласточки» бегают и по межобластным маршрутам, и обслуживают линии аэроэкспресса.

Новизна МЦК не в технологиях, новизна в концепции: соединить как можно больше существующих линий метро и пригородных поездов в единую сеть, чтобы от Рязани до Твери можно было проехать, не замочив ног.

И вот это пока кажется самым слабым местом проекта.

© Максим Блинов/РИА Новости

Создатели идеи МЦК в этом не виноваты, потому что Окружная ЖД никогда не мыслилась для пассажирского движения и построена она была за десятилетия до того, как в Москве метро вообще появилось.

Причем еще в 1980-е годы московские градостроители консенсусом выступали против уже тогда время от времени возникавших проектов второго кольца, предупреждая, что оно не сгенерирует пассажиропотока, необходимого для самоокупаемости его эксплуатации.

В минувшие выходные в вагоны МЦК было не пробиться. Но, боюсь, эти два дня станут рекордными по наполняемости поездов МЦК на много месяцев, если не лет, вперед: почти все пассажиры в эти два первых дня просто катались, как на огромной (к тому же бесплатной) карусели, а не ездили целенаправленно из точки, А в точку Б.

Я совместил полезное с приятным: мне надо было добраться с юга Москвы в Люберцы.

Слабое место я ощутил уже на первой пересадке с «Автозаводской» (метро) на «Автозаводскую» (МЦК). Что бы там ни писали на схемах про девять минут на переход, в реальности так не получается. Я запускаю таймер точно в момент, когда вышел из вагона метро: 00:00:00. Время пошло.

© Максим Блинов/РИА Новости

Вверх по эскалатору. Пешком по улице. Светофор на переходе. Трехпролетная лестница на пешеходный мост. Метров 100 по мосту. Спуск по лестнице на станцию МЦК. И минут пять ожидания «Ласточки». Поезд подъезжает, двери открываются, я в вагоне. Смотрю на таймер: 00:11:25.

Я путешествую налегке. А каково было бы тащить чемодан по этим лестницам? А если ты — инвалид на коляске? А если на улице дождь проливной? В общем, такие ложки дегтя портят всю бочку меда.

Я еду до станции «Андроновка», чтобы там пересесть на платформу «Фрезер» до Люберец. Здесь пересадка короче, три минуты с небольшим. И здесь сразу видно, что МЦК запускалось «к дате». Работы идут полным ходом — асфальтируется переход между двумя станциями, пока приходится топать по мокрой глине, но через пару дней эту недоделку доделают. Наверное, тогда же наладят и систему оповещения в поездах, потому что в том поезде, где ехал я, станции объявлялись хоть и на двух языках, но почему-то с опозданием на одну. Был бы я иногородним, пересадку на свой Фрезер искал бы не один час.

© Максим Блинов/РИА Новости

Впрочем, московские власти и не ожидают, что проект МЦК станет безупречным в первые же дни. В субботу заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин говорил, что до выхода новой линии на проектную мощность по пассажиропотоку потребуется не менее двух лет.

Примеры провальных транспортных проектов в Москве уже есть: это монорельсовая дорога, любимая игрушка бывшего мэра Юрия Лужкова, и проект «легкого метро» в Бутове. Они так и остались игрушками, потому что по пропускной способности и по скорости не отвечают требованиям транспорта в мегаполисе. Но закрывать их жалко, вот и качают они деньги из бюджета.

Жалко будет, если МЦК пополнит этот список. Вагоны там мягкие, поезда идут как по вате, бесшумно. Не знаю, будет ли, куда на них ездить по делам, а вот чтобы катать девушек — самое оно. Дорогие тачки уже не в моде, продвинутые кавалеры приглашают дам на свидания в поездах МЦК.

Хмм, чем не рекламный слоган… надо будет продать его руководству МЦК.

http://www.ridus.ru/news/231461