Бывший министр «Открытого правительства» Михаил Абызов входил в ближний круг Анатолия Чубайса и Дмитрия Медведева, а потому его задержание произвело эффект разорвавшейся бомбы. Источники в силовых структурах говорят: Абызова заманили в Россию через влиятельных людей, которым он доверял. Любопытно, что завершающая стадия спецоперации произошла аккурат в день рождения Аркадия Дворковича.
Дело экс-министра Абызова может не ограничиться обвинениями, предъявленными ему вечером 26 марта. По информации «Известий», задержанный экс-чиновник может быть связан с еще несколькими эпизодами, которые сейчас расследуют правоохранительные органы.
Без портфеля, но состоятельный
Михаил Абызов, которого называют одним из ближайших соратников Анатолия Чубайса в его бытность главой РАО ЕЭС, был с 2012 по 2018 год не только министром «Открытого правительства», но и самым богатым членом кабмина. Его состояние Forbes оценивал в $600 млн, а в числе основных активов называлась группа RU-COM, в которую входят электроэнергетические («Сибэко», «Элсиб») и сельскохозяйственные («Копитания») компании.
После расформирования «Открытого правительства» в мае 2018-го Михаил Абызов много времени проводил за границей.
— Возвращаться в Россию он не решался, поскольку в сферу внимания следственных органов уже попало дело, с которым он косвенно связан, — рассказал «Известиям» (https://iz.ru/860985/dmitrii-kovalchuk/ministr-raskrytogo-pravitelstva-mikhaila-abyzova-obvinili-v-vyvode-4-mlrd) источник, близкий к правоохранительным органам.
Собеседник издания, близкий к правительству, подтвердил, что следственные органы уже проявляли интерес к Михаилу Абызову и приближенным к нему структурам, в том числе по поводу подозрения в мошенничестве при кредитовании.
Действительно, в марте 2016-го было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества в сфере кредитования против руководства компании «Группа Е4», которая входила в группу RU-COM Михаила Абызова и которую он продал за год до признания ее банкротом в 2015 году.
Кредиторами выступили Альфа-банк и кипрская Redeliaco Holdings Ltd, которым структуры задолжали более 33 млрд рублей.
Источник «Известий», близкий к правоохранительным органам, уточнил: вдали от России Михаила Абызова удерживало и расследование о выводе из Российской венчурной компании 1,3 млрд рублей под предлогом инвестиций в создание солнечных батарей в США. По этому делу летом прошлого года были задержаны бывший старший советник Чубайса в «Роснано» и близкий друг Абызова Михаил Чучкевич, а также экс-директор департамента инвестиций и член правления РВК Ян Рязанцев.
15 марта Чучкевич был отпущен из СИЗО под подписку о невыезде, но друзья предупреждали Абызова: возвращаться на родину пока не стоит.
— Его сюда «выманили». Причем в этой операции был задействован и один из влиятельных людей, которому Абызов сильно доверял и который сказал ему, что «всё нормально». Неделю назад он прилетел, никаких действий в свой адрес не увидел и успокоился. Во вторник его привезли в Следственный комитет, — рассказал собеседник «Известий», близкий к правоохранительным органам.
Учтут по всем статьям
Статьи, по которым Главное управление по расследованию особо важных дел СК России возбудило уголовное дело, серьезные. Фигурантам дела — помимо Абызова обвинение предъявлено Николаю Степанову, Максиму Русакову, Галине Фрайденберг, Александру Пелипасову и Сергею Ильичеву — грозит в том числе ст. 210 УК РФ «Создание и участие в преступном сообществе». Наказание по ней может достигать 20 лет.
Как сообщили в СК, с апреля 2011 года по ноябрь 2014 года Абызов и его сообщники обманули акционеров двух энергокомпаний, осуществляющих на территории Новосибирской области производство и передачу электроэнергии. По данным следствия, Абызов совершил хищение денежных средств в размере 4 млрд рублей и вывел все эти средства за рубеж.
По оценкам следователей, действия группы поставили под угрозу устойчивое экономическое развитие и энергетическую безопасность ряда регионов страны.
Пока подтверждений о том, что Абызов может быть привлечен по другим делам, нет. Большинство источников связывает уголовное преследование с деятельностью на поприще энергетики в качестве ближайшего соратника Анатолия Чубайса.
Так, источник на энергетическом рынке напомнил, что Михаил Абызов был одним из топ-менеджеров РАО ЕЭС, который удачно использовал свое служебное положение и обеспечил принадлежавшую ему инжиниринговую фирму «Группа Е4» заказами от генерирующих компаний на производство энергоблоков в рамках программы строительства новых мощностей по договорам о предоставлении мощности (вид договоров, заключаемых в отношении генерирующих объектов, перечень которых определяется правительством РФ, для обеспечения бесперебойного снабжения потребителей электрической энергией).
При этом отношения «Группы Е4» с генерирующими компаниями складывались отнюдь не безоблачно, отметил собеседник «Известий».
— В частности, ИнтерРАО расторгло с ней контракт на строительство Пермской ГРЭС, а ОГК-2 (входит в группу «Газпром энергохолдинг». — Ред.) отсудило 3,5 млрд рублей и расторгло договор в связи с невыполнением «Е4» своих обязательств, — напомнил источник.
Стресс для элиты
Директор Фонда энергетической безопасности Сергей Пикин отметил, что инжиниринговая фирма Михаила Абызова не смогла пройти «период взросления», когда гарантированные ранее заказы остались в прошлом.
Пресс-секретарь ИнтерРАО Николай Горелов напомнил, что они также судились с «Группой Е4», срывавшей сроки исполнения контрактов.
— При строительстве четвертого энергоблока Пермской ГРЭС они просто ушли с объекта, и мы, разорвав с ними контракт, достраивали его уже с другим подрядчиком, — пояснил представитель ИнтерРАО.
Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявил, что президенту заранее доложили о задержании бывшего чиновника. По мнению экспертов, опрошенных «Известиями», это может означать, что у «дела Абызова» могут быть далеко идущие последствия.
Расследование в отношении экс-министра будет использовано разными элитными группами и политическими силами в своих интересах, уверен руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.
История с обвинениями в адрес Михаила Абызова — определенно стрессовая как для элит, так и для правительства, согласен и глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Он считает это сигналом к тому, что неприкосновенных нет и в России снова становится возможным арестовывать членов правительства, пусть и бывших.
Задержание Абызова могло испортить праздник Дворковичу
Первое, что обращает на себя внимание, — это дата задержания Михаила Абызова. 26 марта свой день рождения отмечает другой видный чиновник из предыдущего кабинета министров – Аркадий Дворкович. Источники, знакомые с ситуацией, утверждают, что после потери государственной должности Абызов значительную часть времени проводил за рубежом — а тут вдруг решил приехать на родину. Возможно, поздравить коллегу-именинника.
СМИ в большинстве своём пишут о том, что Абызов был «задержан в Одинцовском районе Подмосковья». Человек, плохо знакомый с географией столичного региона, скорее всего не подумает о том, что знаменитая «Рублёвка» находится именно там. А значит, Абызов действительно мог быть задержан в тот момент, когда кто-то из гостей желал Дворковичу счастья и здоровья или именинник задувал свечи на праздничном торте, отмечает «Царьград».
Медиасфера уже полнится слухами о том, что задержание Абызова как-то связано с недавней встречей Анатолия Чубайса с Владимиром Путиным — якобы спецоперация согласована на самом верху, а глава Роснано, некогда заметивший и возвысивший Абызова, и «выманил» бывшего министра в Россию.
Подтвердить или опровергнуть данную информацию не представляется возможным, однако, если держать в голове тот факт, что формальным предлогом мог стать семейный праздник Дворковича, многие детали головоломки складываются в единое полотно, продолжает издание (https://tsargrad.tv/articles/zaderzhanie-abyzova-moglo-isportit-prazdnik-dvorkovichu_191221).
Экономист, член президиума Столыпинского клуба Владислав Жуковский:
«Спецоперацию ведёт не просто МВД, либо Следственный комитет, либо прокуратура, а к делу подключилась Федеральная служба безопасности. То есть это самый высокий уровень. То бишь отмашку на задержание, арест, а дальше уже на суд по Абызову, насколько я понимаю, дало лично высшее руководство страны, причём, видимо, на самом высоком уровне, ибо в правительстве Медведева ещё в прошлом, с 2012 по 2018 год, Абызов ассоциировался именно, скажем так, с окружением Медведева».
Понятно, Михаил Абызов не первый (вспомнить того же Алексея Улюкаева), но возбуждение дела против него — это все равно информационная бомба. Хотя бы потому, что теперь все гадают, кто следующий.
Правда, в контексте дела Абызова речь может идти не только о чиновниках и не только об уголовных делах. Есть еще один список, составленный по другому критерию, пишет BFM (https://www.bfm.ru/news/410316). Это люди из определенного круга, у которых в последнее время как минимум изменился статус: упомянутый выше Аркадий Дворкович, Сергей Приходько, Игорь Шувалов, Наталия Тимакова и братья Магомедовы, чей статус понижен аж до процессуального.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин:
«Под прицелом не только и не столько Абызов, потому что, если бы только он и дальше это не пошло бы по цепочке, то это одно, а здесь, судя по всему, все только начинается. Это явно удар по группе Дмитрия Медведева. Но большой вопрос — сейчас это все будет локализовано только на группе Медведева или под ударом окажутся другие системные либералы? Зачем на днях Чубайс дал пресс-конференцию, где заявил, что «Роснано» вернула государству все деньги, которые были потрачены? Это совпадение или тоже появилась какая-то информация у Чубайса?».