Неожиданная августовская отставка с поста президента «РЖД» Владимира Якунина, одного из влиятельных и близких к Кремлю фигур, породила массу слухов. Говорили, будто Якунин был против планируемого расчленения компании, выступал за ее бюджетную поддержку, что вызывало недовольство в правительстве. На самом деле причиной ухода могло быть желание сынишки Андрея получить британское гражданство, тем более он уже пять лет проживает на Туманном Альбионе.
Все разговоры о государственном подходе Якунина-старшего не стоят ничего, когда выясняется возможная версия его ухода. Оказывается, Кремлю не понравились сведения, касающиесязаявки сынка Андрея на получение подданства Великобритании . Это было расценено чуть ли никак предательство в условиях новой Холодной войны. Правда, это звучит не менее странно, ибо у всех представителей российской «элиты» на Западе не только счета и недвижимость, но и любимы чада, отходные пути, крысиные тропы. Поэтому подобная шалость в семействе Якуниных выглядит совсем безобидной в глазах верхов.
Андрей Якунин
Кроме того, дополнительным мотивом ухода Якунина с РЖД якобы стали данные ФСБ и Росфинмониторинга о продолжающемся выкачивании средств монополии в оффшоры. Здесь, видимо, просто кто-то с кем-то банально не поделился.
Напомним, что Владимир Якунин возглавлял естественную монополию с 2005 года. Его место занял экс-замминистра транспорта, близкий к кремлевскому олигарху Ротенбергу Олег Белозеров.
В общественном сознании уход Якунина связали якобы с его борьбой за государственные субсидии для РЖД. В правительстве порядком надоело выслушивать постоянные просьбы о новых бюджетных вливаниях, особенно в условиях растущего дефицита казны. Ему посоветовали сокращать издержки, на что в ответ были услышаны ультиматумы и заявление об отставке.
Не стоит забывать, что за 10 лет правления в монополии Якунин создал государство в государстве. Как РФ превратилась в частную приватизированную лавочку, так и железные дороги со всей их масштабной инфраструктурой стали фактически пользовательской собственностью одного семейства.
Фонд Андрея Якунина VIY Management (VIYM)
, зарегистрированный в Лондоне, владел компанией «Региональная гостиничная сеть» (РГС), бизнес которой тесно связан с РЖД. Ей принадлежала сеть расположенных на привокзальных территориях отелей Regional Hotel Chain.
Еще один бизнес Андрея Якунина, связанный с РЖД — компания Far East Land Bridge. Эта логистическая компания создала с дочерней компанией РЖД «Трансконтейнер» СП, которое должно было специализироваться на перевозках грузов по сухопутному маршруту между Европой и Азией. Впоследствии «Трансконтейнер» продал свой пакет «РЖД Логистика».
После ухода Владимиру Якунину предложили место в Совете Федерации. Ему прочили должность зампреда СФ. В результате железнодорожнику был предложен лишь рядовой статус сенатора, от чего он отказался, посчитав его унизительным для такой важной особы.