Почему Шарли не публикует карикатуры на своих убитых сотрудников?

Сергей Михеев: «Очередные скандальные карикатуры появились одновременно с заявлениями западных и американских политиков о том, что А321 погиб в результате теракта. Понятно, что теракт – очень вероятное объяснение случившегося, однако все-таки расследование пока не закончено. Поэтому я не исключаю того, что эти идиотские карикатуры могут оказаться и заказными, чтобы, во-первых, «раскрутить» тему расплаты России за ее действия в Сирии, а во-вторых, чтобы на эту тему стали задумываться и у нас в стране».

Чувство юмора французских карикатуристов становится все циничнее раз от раза. Так, по их мнению, разбившийся в небе над Синаем российский авиалайнер А321 – превосходный повод для шутки, несмотря на то, что катастрофа стоила жизни более чем двум сотням человек. Стиль и художественные особенности «веселых картинок» на эту тему, появившихся в большом количестве в западных соцсетях, недвусмысленно указывают на авторство – слишком уж это похоже на творчество юмористов из «Шарли Эбдо». К тому же причастность к карикатурам скандальный еженедельник практически не скрывает; во всяком случае, под рисунками присутствуют подписи художников, работающих в «Шарли Эбдо».

Сотрудники еженедельника сначала посмеялись над трагически погибшими пассажирами авиалайнера на своих собственных страницах. Одна из опубликованных в «Шарли Эбдо» карикатур обыгрывает тему «российских бомбардировок Сирии», вторая – низкую стоимость полетов в компаниях лоу-кост. Также поглумились журналисты и над террористами ИГИЛ, которые якобы только таким кровавым образом смогли раздобыть себе 224 обеденных порции. И вот такие вот «шутки, смех, веселье» оказались очень востребованы среди пользователей Интернета, которые с увлечением делятся друг с другом ссылками.

После того, как в начале года «Шарли Эбдо» были опубликованы антиисламистские карикатуры, в Париже на редакцию журнала было совершено вооруженное нападение радикалов, в результате которого погибли 12 сотрудников издания и 2 служителя порядка. Эта трагедия всколыхнула общественное мнение, заставив тысячи человек по всему миру, в том числе и в России, заявить: «Это я – «Шарли Эбдо». Однако французские журналисты, похоже, восприняли это как карт-бланш не признавать в своем юмористическом запале ничего святого. Война на Юго-Востоке Украины, крушение малайзийского «Боинга», гибель нелегальных мигрантов при попытках попасть в Европу — «Шарли Эбдо» готов сплясать на чьих угодно костях.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал один из известнейших столичных политологов Сергей Михеев.


— Скандально известный сатиристический еженедельник Charlie Hebdo в своем последнем номере опубликовал карикатуры на крушение российского авиалайнера в Египте. Как полагаете, журнал проявил инициативу или это политический заказ?

— Честно говоря, трудно предположить, что подобное издание кто-нибудь захочет ангажировать. Однако факт остается фактом – очередные скандальные карикатуры появились одновременно с заявлениями западных и американских политиков о том, что А321 погиб в результате теракта, и тому якобы есть совершенно точные доказательства. Понятно, что теракт – очень вероятное объяснение случившегося, однако все-таки расследование пока не закончено. Поэтому я не исключаю того, что эти идиотские – иначе не скажешь – карикатуры могут оказаться и заказными, чтобы, во-первых, «раскрутить» тему расплаты России за ее действия в Сирии, а во-вторых, чтобы на эту тему стали задумываться и у нас в стране.

Однако с той же долей вероятности это может быть и запредельная «отмороженность» французских юмористов, для которых поистине нет ничего святого.


— Какой должна быть реакция Москвы на такие «шутки»?

— Эта реакция уже не раз была озвучена по всем российским федеральным каналам – и словами Дмитрия Пескова, и словами Марии Захаровой. И ничего другого они сказать не могли, кроме как: это кощунство и демонстрация темной изнанки свободы слова, когда она оборачивается свободой от совести и нравственности.


— Charlie Hebdo любит высмеивать ислам и христианство. Между тем, насколько известно, издание ни разу не трогало иудаизм. Чем можно объяснить такую выборочную толерантность?

— Конечно, это не такое уж и светское и атеистическое издание, как оно себя позиционирует. И для «Шарли Эбдо» есть определенные запретные темы и даже табу, которые никогда не будут нарушены. К примеру, когда исламисты-радикалы расстреляли 12 сотрудников еженедельника, и все мы скорбели вместе с «Шарли» — чем не повод для «веселья»? А ведь над этим фактом им ведь в голову не пришло пошутить. Это МНЕ больно, и это совсем не смешно. Хорошо, когда больно кому-то другому, а еще лучше – русским или арабам. Получается, что над кем-то смеяться можно, а над кем-то – ни Боже мой.