Психолог Максим Прохоров: «Варвару Караулову надо подвергнуть психиатрической экспертизе»

Скоро в Москву вернется 19-летняя студентка философского факультета МГУ Варвара Караулова, которая собиралась воевать за запрещенную в РФ организацию Исламское государство. Напомним, 27 мая Варвара ушла из дома и обнаружилась через 2 недели в Турции, где она пыталась незаконно пересечь границу с Сирией возле города Килис. По сообщению «РИА Новости», сегодня девушка в сопровождении отца прибыла в Стамбул, а во второй половине дня они вылетят в Россию.

Турецкие власти подчеркивают, что Караулова именно вернется на родину, а не будет депортирована из страны.

Девушка пыталась уйти в Сирию в компании с еще 12 молодыми людьми – россиянами и жителями Азербайджана. Все они были завербованы одной из экстремистских исламистских группировок. И хотя юная радикалка не успела отметиться на поприще «войны за веру», последствия ее поступка могут быть очень серьезными. В частности, Варвару Караулову могут обвинить в «попытке участвовать в боевых действиях на территории иностранного государства» и привлечь к уголовной ответственности.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал детский подростковый психолог психологического центра на Волхонке, аспирант МГУ Максим Прохоров.


— В чем привлекательность радикальных исламских течений для молодых россиян? Ведь Варвара Караулова не первая завербованная исламистами девушка. Некоторые стали смертниками, или погибли в бою за ИГ, как актер Вадим Дорофеев. За какой такой «рай на земле» они воюют?

— Мне кажется, что эту девушку следует прежде всего подвергнуть психиатрической экспертизе – у нее явно не все в порядке с психикой. Помните, был не так давно трагический случай – школьники расстрелял на уроке своего учителя из ружья? Дело ведь не в том, что этот мальчик «переиграл» в компьютерные игры-стрелялки, а в том, что ребенок изначально был «не в себе», а ни родители, ни педагоги, ни медики этого не заметили.

Для подростков, для молодых людей, или даже не для таких уж и молодых, однако не имеющих собственного жизненного «стержня» людей, очень важно найти себя в жизни, обрести этот самый «стержень». А в экстремистских организациях, так же, как, к примеру, в тоталитарных сектах или иных подобных организациях все очень четко расписано – что следует делать, а чего не следует, что правильно, а что недопустимо, и какие последствия будут у каждого твоего поступка. Все это очень упрощает жизнь неустоявшейся личности – кто-то за тебя заранее все решил и выдал тебе готовую жизненную цель. На такое очень легко соблазниться.

Поэтому очень важно, чтобы подростку было, куда себя деть, чтобы у него как можно скорее сформировались собственные жизненные цели, чтобы он самостоятельно ответил на вопрос о смысле жизни. Ведь в случае с Варварой Карауловой для меня лично немаловажное значение имеет тот факт, что девушка является студенткой философского факультета. Часто на философский факультет идут люди, которые ищут смысл жизни – им кажется, что именно философия может дать их жизни этот самый смысл. Вот и девушка тоже находилась в поиске, и «добрые люди» предложили ей уже готовое и «удачное» решение.

Итак, во-первых, во всех подобных случаях следует предполагать в их героях психологические проблемы и предлагать помощь специалистов – психологов или даже психиатров. Во-вторых, следует помнить, что подросток, из-за недостатка жизненного опыта, «по умолчанию» теряется перед обилием выборов, предлагаемых ему жизнью, и поэтому является легкой добычей для тоталитарных организаций всех сортов. Именно там его высокопрофессионально в два счета убедят, что именно их идеалы – самые идеальные.

Также следует иметь в виду, что в современном обществе Интернет является самым легкодоступным и действенным инструментом вербовки, и обращаться с Интернетом надо очень аккуратно. Конечно, это не значит, что подростку надо полностью перекрыть доступ к Сети, однако есть многочисленные программные средства, позволяющие максимально обезопасить Интернет-пространство для ребенка, для подростка.

Очень важно интересоваться жизнью своего ребенка. Что он читает, с кем общается, как одевается, о чем думает – всем. Та же Варвара Караулова – ведь она ходила в хиджабе. Правда, не дома, а на занятиях в университете, но разве этого мало, чтобы заинтересоваться внутренним миром этой девушки? Однако никто не заинтересовался, не обратил внимания, не сделал никаких выводов – и вот мы имеем то, что имеем. И еще – очень-очень важно разговаривать с ребенком, в том числе и об опасностях вот таких организаций. Не скрывать и ни в коем случае не запугивать – тогда ребенок может обратиться к чуждой идеологии просто из любопытства или из подросткового чувства противоречия. Внимание и доверительные отношения – «вот тогда дети и не станут из дома уходить». Нам всем следует помнить об этом, пока истории, подобные случившейся с Варей Карауловой, не приняли массового характера и остаются единичными случаями.