Сергей Канаев: «Лучше наши авто будет контролировать отечественный ГЛОНАСС, а не вражеский GPS»

Правительство всецело одобрило идею об оснащении автомобилей, которые поступят на реализацию в РФ к 2020 году, т.н. «черными ящиками». Последние будут фиксировать поведение водителя за рулем, данные о состоянии автомобиля, а также дистанционно контролировать все его системы. Подготовкой нормативно-правовой базы для внедрения интеллектуальных телематических систем (ИТС) по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича занялась специальная межведомственная рабочая группа.

В состав группы вошли специалисты Минпромторга, Минтранса, МЧС, Минкомсвязи, Минфина и МВД, а также Банка России, некоммерческого партнерства ГЛОНАСС и группы «АвтоНет» Национальной технологической инициативы.

С помощью единой инфраструктуры ИТС станет возможным управлять трафиком в рамках возможностей «Интеллектуальных транспортных систем», которые в настоящее время создаются в Москве, Питере и Казани. Среди них — «Умная система наблюдения», распознающая марку транспортного средства, «Умный общественный транспорт», оптимизирующий маршруты, и «Умная парковка». Среди прочего, обрабатываемые и передаваемые данные о слабых местах автомобиля, весе перевозимого им груза и манере вождения водителя пригодятся автосервисам, таможенным органам, страховым компаниям и т.д.

Однако многие эксперты отрасли выразили опасения, что установка и эксплуатация «черных ящиков» ляжет на автовладельцев тяжелым материальным грузом. Некоторые утверждают, что оснащенный ИТС автомобиль подрастет в цене в среднем на 100 тысяч рублей, а также потребует ежемесячной абонентской платы. Высказываются и такие мнения, что инициатива об оснащении автомобилей следящими устройствами угрожает одному из основных положений конституции — о правах и свободах граждан.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал глава Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.


— Насколько оправданно внедрение дорогостоящего ноу-хау? Особенно с учетом складывающейся ситуации на российском авторынке…

— Действительно, многие эксперты считают эту инициативу весьма спорной, но я к их числу не принадлежу. Во-первых, озвученная в СМИ цена устройства сильно завышена. По моим подсчетам, совокупная стоимость целевого оборудования не превышает 10 тысяч рублей. Да и подумайте сами: кто будет при производстве ставить 100-тысячную электронику на автомобиль стоимостью, допустим, около 300 тысяч рублей – это же абсурд! В общем, не так страшен черт, как его малюют наши СМИ.

Теперь о том, почему мне эта идея нравится. Довод о том, что «черный ящик» станет одним из способов тотальной слежки, не выдерживает никакой критики. Понимаете, система тотальной слежки и так уже прекрасно работает: японские, американские и европейские автоконцерны отслеживают все свои автомобили с 2007 года. В 2011 систему модернизировали: внедрили функцию, которая позволяет отключить любой автомобиль в любой точке мира. Отвечает за это система GPS — разработка, так сказать, вражеского лагеря. А наше правительство хочет провернуть все по той же схеме, только через отечественную систему ГЛОНАСС. И я думаю вы согласитесь, что пусть уж лучше наши авто контролируют «наши». Таким образом, в проект заложено и обеспечение национальной антитеррористической безопасности, важность которой должны осознавать все развитые страны.

Для приверженцев теории заговора отдельно отмечу: наша стран издавна была богата на умельцев, способных обойти все попытки государства понаблюдать за ними. Я более чем уверен, что найдутся такие умельцы и против ИТС.


— С ваших слов получается, что правительство недостаточно четко объяснило населению свою новую инициативу. Мне кажется, после прочтения данного материала «переобуться» с GPS на ГЛОНАСС захочет огромное количество автолюбителей…

— И это печально. Люди в массе своей не понимают, что затевается и зачем – отсюда все слухи, домыслы и преувеличения: «всех обяжут», «стоит сто тысяч» и т.п. По-моему, очевидно, что обязывать – и слишком сложно, и ненужно. А нужно автовладельцев стимулировать на установку «черных ящиков». Самый эффективный способ — установить скидку 10% на страховку (к примеру, на ОСАГО) для решившихся оборудовать свое авто таким устройством, что позволит отбить его стоимость. Устройство, в свою очередь, окажет неоценимую помощь водителю при получении страхового возмещения, поскольку позволит воссоздать объективную картину того, как и почему наступил страховой случай. Причем страховщики уже готовы дать скидку, я лично вел переговоры на эту тему на самом высоком уровне.

Но особенно ценным мне кажется то, что ИТС способствуют развитию производства и использования автомобилей-беспилотников. Это, на мой взгляд, очень перспективная технология, и хотя бы поэтому ИТС должны производиться, развиваться и использоваться.

В общем, я хочу сказать, что «черный ящик» — не самоцель, сам по себе он не имеет никакой ценности. Он нужен для развития ИТС, для обеспечения национальной безопасности, для развития автомобилей-беспилотников, которые, на мой взгляд, являются будущим автопрома. А там – кто знает, какие еще технологии появятся к 2020 году… В общем, не нужно бояться прогресса – это свидетельствует только об ограниченности мышления.
РАНЕЕ В РУБРИКЕ