Сергей Плотников: «Разбившийся ТУ-154 имел катастрофический износ несмотря на статус спецборта Минобороны»

По версии источника, причастного к расследованию крушения спецборта Минобороны, вылетевшего из Адлера, наиболее вероятной причиной катастрофы с большой долей уверенности можно считать отказ техники, осложнившийся перегрузкой самолета вследствие присутствия на борту слишком большого числа людей. По версии, озвученной источником 26 декабря агентству «Интерфакс», «речь идет, скорее всего, о возможной поломке агрегатов, отвечающих за набор высоты, либо недостаточной тяге двигателей». В результате самолет не справился с набором высоты и рухнул в Черное море.

В беседе с журналистами агентства была также высказана версия «человеческого фактора, который мог способствовать возникновению критической ситуации», и версия о некачественном топливе, полученном на дозаправке – уже менее вероятная, поскольку данным топливом в аэропорту заправились несколько самолетов, и все благополучно закончили свои рейсы. Особенно тщательно собеседник журналистов опроверг версию о возможном теракте – по его словам, против нее говорят «материалы объективного характера, в том числе и показания очевидцев». Впрочем, следствие рассматривает все четыре версии и пока не пришло к определенным выводам в пользу ни одной из них.

Спецборт Минобороны Ту-154Б-2 вылетел утром 25 декабря из Сочи, но до конечного пункта назначения – Латакии – так и не долетел, потерпев крушение и рухнув в Черное море, где его обломки на данный момент поднимают на поверхность специалисты МЧС. Катастрофа унесла жизни артистов ансамбля им.Александрова и его руководителя Валерия Халилова, Елизаветы Глинки – «доктора Лизы», журналистов нескольких федеральных телеканалов и других людей – всего 8 членов экипажа и 84 пассажиров.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал известный журналист и обозреватель, генеральный директор медиа-холдинга «НЬЮС ПУЛ» Сергей Плотников.


— Так ли уж невозможна версия теракта? И главное: если у нас из-за технических неполадок падают спецборта, что тогда можно сказать о состоянии самолетов авиакомпаний?

— Что там случилось со спецбортом Минобороны над Черным морем – достоверно можно будет судить только на основании проведенного расследования. При условии, правда, что оно увенчается успехом. Я лично склоняюсь с к версии, что это произошло в результате технической неисправности судна, и известная нам на данный момент информация свидетельствует именно в пользу этого.

В частности, известно, что критической ситуация стала сразу после того, как диспетчер вышки адлерского аэропорта передала борт своим коллегам – диспетчерам подлета. Экипаж передачу подтвердил, однако, когда через 15 секунд диспетчер подлета запросил борт, ответа уже не последовало. Т.е. ситуация стала необратимой буквально за считанные секунды. Может быть, причиной стало некачественное топливо, полученное самолетом на дозаправке.

Потом, очень подозрителен сам характер маневра, совершенного пилотами в воздухе – эта их попытка развернуться в воздухе. Может быть, они почувствовали падение тяги и попытались таким образом «выкрутить» машину, а может, она уже на этот момент была неуправляемой – руль заклинило, или еще там что. В общем, теперь все дело – за черным ящиком.

Теперь что касается вспышки – все больше источников утверждает, что она произошла уже после падения самолета. Может быть, это была и не вспышка, а световая ракета, выпущенная с судна, ставшего свидетелем катастрофы, или с какого-нибудь из суден, принявших первое участие в спасательных работах – а в них недостатка не было, десятки сочинцев бросились в море на помощь на своих катерах и лодках, понимая, что тут каждая минута – на вес золота. Я не могу полностью исключить версию теракта, однако, на мой взгляд, в ее пользу мало что говорит. К примеру, не было хлопка, сопутствующего обычно взрыву. Да и характер разлета обломков не свидетельствует однозначно о теракте – при падении с такой высоты разлет обломков может быть какого угодно диаметра.

Да, самолет, унесший жизни доктора Лизы, артистов ансамбля им.Александрова и других людей, являлся спецбортом Минобороны. Но именно это и было его слабым местом. Это был самолет, приспособлены для нужд армии, причем приспособлен достаточно давно – в гражданской авиации ТУ-154 не используется, например, с начала нулевых. Конечно, несмотря на статус, степень износа у таких спецбортов значительно выше, чем у используемых российскими авиакомпаниями пассажирских «Боингов» и «Эйрбасов», так что, вполне возможно, это и стало причиной катастрофы.


— Некоторые либералы оперативноотплясали на костях жертв авиакатастрофы. В частности, Божена Рынска, написавшая в Фейсбуке: «Спасибо, конечно, боженьке за бонус в виде съемочной группы НТВошек». Может, благодаря таким людям, как госпожа Рынска, либеральная оппозиция не пользуется популярностью в широких массах россиян?

— Действительно, Рынской было бы лучше попридержать свое бойкое перо — здесь нет места ни цинизму, ни черному юмору. Никто из погибших не заслужил таких глумливых слов, в т.ч. и журналисты НТВ, «виновные» только в том, что максимально честно исполняли свой служебный долг, предписанный им политикой телекомпании. И если Рынской не нравится политика компании – пусть обратится к ее руководству, вместо того, чтобы так богохульствовать.

Ну, да что взять с Божены, с провинциальной девчонки, внезапно для самой себя вдруг превратившейся во властительницу фейсбучных дум. Тут в медийном пространстве прозвучала еще более циничная мысль, в адрес уже артистов из александровского ансамбля, которые «получили по заслугам» — мол, нечего летать в Сирию и выступать там с концертами перед армией захватчиков и убийц. Не стоит даже тратить душевные силы, объясняя таким «ревнителям гражданских свобод», что, перед кем бы артисты ни собирались выступать, такой страшной смерти они не заслужили. А Елизавета Глинка – что «заслужила» она, оказавшись на спецборту Минобороны? Она тоже летела на помощь убийцам – детишкам из Алеппо? Вся эта грязная пена на поверхности соцсетей не может вызвать ничего, кроме омерзения.
РАНЕЕ В РУБРИКЕ