Вы здесь

История роллов и суши в России

Елена Зимовцева
История роллов и суши в России

Суши и роллы кажутся уже настолько неотъемлемой частью российской кулинарной истории, что представить ее без них действительно сложно. Но, конечно же, далеко не всегда в РФ были службы доставки, в который можно было заказать такие невероятные вкусности.

Как суши появились в России?

Подобно многим другим модным веяниям, они были принесены с Запада. То есть россияне едят не классические «хосомака» – рис с одним ингредиентом, завернутый в нори, а американские роллы, в которых вместо сырой рыбы используется слабосоленая, а в качестве начинки – сразу несколько составляющих, в том числе овощи и соус. Даже названия у них соответствующие – «Калифорния», «Филадельфия» и так далее. Это значит, что человек, который покупает вкусные роллы в Москве, получает, по сути, блюдо американской кухни, а вовсе не японской. И в этом нет ничего странного!

Интересно, что первый ресторан японской кухни открылся в России еще во времена СССР и назывался «Сакура», а в девяностые попробовать суши можно было уже во всех крупных городах РФ. И все же пик популярности этих блюд приходится на 21 век.

61e1299534b15.jpg

Лакшери или масс-маркет

Когда суши и роллы пришли в Россию, они считались едой для людей, у которых достаточно высокий доход. Но на рубеже веков появились известные всем рестораны, которые представляли собой заведения куда более демократичные. Но тогда суши-бары все еще посещали в основном зрелые обеспеченные люди, сегодня это в основном молодежное место.

К середине двухтысячных стало наблюдаться явное расслоение: если в сетевой ресторан гость приходит именно для того, чтобы поесть суши, то в дорогом заведении они воспринимались больше, как закуска. И в любом случае предпочтения россиян были и остаются в значительной степени американизированными и очень простыми. С традиционной кухней Японии такая еда не имеет практически ничего общего.

Причем в сетевых точках можно найти не только суши и роллы с рыбой, но даже блюда, в которых в качестве начинки используются бекон и курица. Они считаются по-настоящему спорными, но все же пользуются спросом у определенных категорий посетителей. А за счет того, что в роллы могут положить недорогую рыбу или даже крабовые палочки, они стали гораздо более доступными по стоимости и позволить их себе могут уже практически любые категории посетителей.

61e1299a8692b.jpg

Как и в американских, в «обрусевших» роллах практически не используется сырая рыба – только малосольная или копченая. А вообще туда могут положить буквально что угодно, так что разнообразие начинок получается поистине поразительным.

Современные заведения – это продукт от предпринимателей «новой волны», которые знают, чего хотят их посетители, потому что они одного с ними возраста и вкусов. Все обычно происходит так: молодой человек посещает американский ресторан и понимает, что надо открыть такой же. А благодаря активной франчайзинговой модели популярные заведения быстро распространяются. Плюс, их окупаемости способствует активная работа на доставку: сегодня мало остается людей, которые хотя бы раз не заказывали суши или роллы в офис или в качестве ужина домой.

Российские города-миллионники заполнены такими заведениями и их становится все больше.

61e1299f4ad58.jpg

Настоящее – новый тренд

Надо сказать, что сегодня в России появляется и еще одна тенденция – возвращение к традициям японского минимализма. Открываются заведения, в которых можно попробовать настоящие японские суши – рис с ломтиком рыбы. Также там подают тонко нарезанную свежую рыбу – сашими. И таких заведений становится все больше, поскольку в обществе растет интерес к здоровому питанию. Все больше людей задумываются о том, что они едят, а японская кухня в этом просто непревзойдённая.

В то же время и с сегментом обрусевших роллов все в порядке, ведь всегда найдутся люди, которые будут заказывать их, чтобы не готовить дома, но все равно получать вкусную и полезную еду. Так что в зависимости от того, чего именно хочет россиянин – просто поесть или насладиться здоровой пищей – он обязательно получит то, что ему нужно. Сегмент масс-маркета уже развит практически до своего предела, а традиционные ресторанчики открываются не так часто, но и они уже стали гораздо более популярными и востребованными.