«Уголовка» за исполнение чужих санкций: мы все под следствием?

В минувший понедельник в Госдуму был внесён законопроект «Об уголовной ответственности за исполнение антироссийских санкций», который уже поддержали правительство и Верховным суд РФ. И надо признать, его устрашающее название вполне соответствует содержанию, поскольку касается не только предприятий и банков, которые опасаются попасть под мировые санкции, но и активистов и оппозиционных деятелей, рассказывающих общественности о нарушениях законов нашими чиновниками, депутатами, губернаторами и проч.

Кстати, о банках. Уже известно, что Сбербанк и ВТБ, принципиально не работающие в Крыму, от этого наказания будут освобождены — мол, там и так достаточно российских финансовых структур. Об этом в тот же день заявил глава комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков. «Крупнейшие банки в Крым не идут, но другие там работают», — заявил он и добавил, что в Крыму темпы кредитования «в десятки раз превышают общероссийский уровень».

А вот для простых россиян, в этом законопроекте предусмотрены штрафы до 500 тысяч рублей или лишение свободы до трёх лет. Имеются в виду те, чьи «действия способствовали введению ограничительных мер иностранным государством» и те, кто предоставлял рекомендации и передавал сведения, «которые привели или могли привести» к введению санкций в отношении российских граждан или компаний.

Эту юридическую казуистику в среду доступным языком объяснил первый замглавы фракции «Единая Россия» Андрей Исаев. Он даже назвал имя первого кандидата на это государственное возмездие – Владимир Кара-Мурза-младший. По словам Исаева, Кара-Мурза сам признавался, что «добился принятия в восьми странах акта Магнитского, и будет добиваться впредь».

А я, говорит единоросс-патриот, «его предостерегаю: если закон будет принят и вступит в силу, то такая деятельность будет считаться преступлением». Конечно, кому, как ни дважды отравленному Кара-Мурзе знать, что оппозиционная деятельность у нас опасна и считается преступлением. Три года назад Борис Немцов расплатился за это жизнью.

Вообще, забавно слышать нравоучения о неукоснительном соблюдении закона из уст человека, которого в непотребном виде, полиция с боями снимала с рейса «Аэрофлота» Петербург – Москва несколько лет назад.

То, что этот закон будет принят, ни у кого сомнений нет, несмотря даже на его резкую критику со стороны деловых кругов и правозащитников. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и банковские круги требует от думцев провести с ними дополнительные консультации, а глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов заявил, что при таких формулировках и при произвольном правоприменении, «каждый россиянин может стать фигурантом уголовного дела».

17 мая, вызванное законопроектом недовольство, заставило-таки Думу перенести его рассмотрение. Впрочем, насколько долгой будет эта отсрочка пока не ясно. Но судя по настрою наших пропагандистов, с начала недели активно обсуждающих это думскую инициативу, они уже получили «методички» по её правильному освещению и готовят народонаселение к возможным последствиям.

Так, в эфире одного из политических шоу уже прозвучала фамилия оппозиционера Алексея Навального в том контексте, что он главный адресат этого, пока ещё, законопроекта. Мол, именно по его «наводке», Запад вводит санкции против наших прекрасных и честных политиков, депутатов и близких к власти бизнесменов, поэтому его нужно наказать в первую очередь.

Это, конечно, не так и опровергается простым примером: одно из самых громких расследований ФБК Навального, посвящённое премьеру Дмитрию Медведеву, никак не помешало его успешной работе в качестве главы правительства.

Ну а если серьёзно, то многие правозащитники и юристы расценивают смысл этого будущего закона именно так: он, фактически, запрещает расследовать коррупционные истории и писать о них. Ведь, судя по воинственному настрою наших патриотов-депутатов, это теперь приравнивается, не побоимся этого слова, чуть ли ни к «измене Родине».

P.S После недолгого перерыва во время президентской кампании, когда Госдума, известная ещё как «взбесившийся принтер», чуть сбавила свой законотворческий пыл, чтобы не раздражать народ, депутаты вновь с энтузиазмом взялись за старое. И новая волна запретительных и карательных инициатив – тому доказательство.