В правительстве РФ спасают автопром, но забыли про водителей

Глава кабинета министров Михаил Мишустин сообщил, что правительство РФ определилось с суммами, которые потратит на спасение российской автомобильной промышленности. В целом, на различные программы по выводу автопрома из кризиса будет потрачено 25 миллиардов рублей.

Что любопытно, параллельно премьер-министр отказал в финансовой поддержке школам подготовки водителей, которые в массе сейчас банкроты, а вся отрасль на грани краха. Если верить в мудрость и последовательность решений, принимаемых в верхних эшелонах власти, можно предположить, что в России тайно подготовлен прорыв в сфере производства беспилотных автомобилей. А иначе, зачем в стране новые машины, которыми некому управлять? А в условиях пандемии и карантинных кордонов, еще и некуда ездить.

Но поддержать автопромышленность – как системообразующую отрасль, в конце апреля поручил президент России Владимир Путин. Про автошколы же президент не обмолвился и словом. Автошколы относятся к организациям, которые оказывают платные образовательные услуги: ограничения с них будут сняты в последнюю очередь, а специальных мер финансовой поддержки не предусмотрено. Вот так и получилось, что голова не срастается с хвостом.

Владимир Путин, напомним, говорил о выделении 7 миллиардов рублей на льготные автокредиты, 6 миллиардов на льготный лизинг автомобилей, 2,5 миллиарда — на программу «Доступная аренда». Получится ли рационально распорядиться этими деньгами, если подготовка водителей практически прекращена, а сервисы аренды автотранспорта закрываются один за другим? В частности, 23 мая самый крупный в мире каршеринговый сервис со 102-летней историей – Hertz, заявил о своем банкротстве.

Понятно, что какая-то часть субсидий пойдет на госзакупки: 5 миллиардов будут потрачены на приобретение автомобилей скорой помощи, спецтехники для антивирусной дезинфекции, школьных автобусов и «опережающей» закупки машин для нужд компаний и корпораций с госучастием и т.д. Однако, государственная подушка безопасности представляется слишком тонкой, на фоне падения спроса на личный автотранспорт.

Этот спрос могло бы стимулировать упрощение и удешевление процедуры получения водительских прав. Сейчас по данным ГИБДД, в России зарегистрировано более 6,7 тысячи автошкол. Около 90 процентов этих учреждений к концу пандемии будут разорены. Как считает глава Гильдии автошкол России Сергей Лобарев «Без оперативного принятия мер отрасль подготовки водителей неминуемо будет разрушена, а ее восстановление потребует много времени и средств».

Представители отрасли обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину за поддержкой в виде компенсации расходов на аренду помещений и земельных участков во время вынужденного простоя с марта 2020 года, из-за карантинных ограничений. Кроме того, предлагалось внести автошколы в список наиболее пострадавших от эпидемии коронавируса отраслей и придать им статус организаций сферы услуг. Однако премьер, как уже говорилось, ответил отказом.

В принципе, с автошколами, в привычном виде можно распрощаться. Но в данном случае открывается прекрасное окно возможностей, которым грех не воспользоваться. Обучение на водителей давно пора вывести из коммерческой плоскости, а также из под контроля органов ГИБДД, и ассимилировать с бесплатным школьным образованием. Эта практика, кстати принята в ряде штатов США. Заканчивая обучение в школе, молодые люди уже будут иметь открытую категорию и это, надо думать, поддержит автопром гораздо эффективнее, чем миллиардные дотации со стороны государства.