Вадим Трухачев: «Россияне бегут на Дальний Восток от беспросветной нищеты»

Согласно информации пресс-службы Минвостокразвития, за время реализации третьего этапа закона о дальневосточном гектаре без малого полторы тысячи (1400) россиян, преимущественно жители Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга, изъявили желание взять в аренду землю и приняться за ее обработку. По словам замминистра по развитию Дальнего Востока Сергея Качаева, энтузиазмом пышут и жители благословенной кубанской земли.

Причина такой привлекательности предложения заключается в том, считает Качаев, что в центральных районах свободной земли почти не осталось, тогда как предприимчивых людей имеется в переизбытке. По планам чиновников, закон о дальневосточном гектаре обеспечит региону колоссальный приток населения, причем в самом трудоспособном возрасте – согласно информации «НаДальнийВосток.рф», 43% всех людей, которые заходят на этот сайт, находятся в возрасте от 25 до 34 лет.

А уж на местах подготовились к их встрече, с удовлетворением отметил Качаев. В рамках подготовки третьего этапа закона об освоении Дальнего Востока соответствующее дополнительное обучение прошли 12 тысяч сотрудников уполномоченных органов. Кроме того, соответствующие подразделения подверглись технической модернизации, контроль над реализацией проекта буквально ведется по часам, а возможные внештатные ситуации моделируются и оперативно отрабатываются.

Дальневосточный гектар, пока на условиях 5-летней безвозмездной аренды, с июня прошлого года предлагается всем жителям региона. Сначала желающие могли, в рамках пилотного проекта, выбрать участок в своем муниципальном образовании, с октября – любой участок. А с февраля этого года на дальневосточный гектар получили право претендовать все жители Российской Федерации.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал известный столичный журналист и политический обозреватель Вадим Трухачев.


— По данным ВЦИОМ, 6,5% россиян (а это около 10 миллионов человек, когда на Дальнем Востоке живет всего 6,2 миллиона), заявили, что хотят получить свой гектар. В чем может быть причина такого ажиотажа?

— Лично я вообще не уверен, что какой-то ажиотаж существует. А говорить можно что угодно и сколько угодно – язык-то, особенно у наших пропагандистов, без костей. У нас вон об уровне инфляции говорят, что он за минувший год составил 5,2%, а только масло за этого город подорожало на 40-50%, и без всяких разговоров.

Конечно, с населением Дальнего Востока ситуация сложилась аховая – народу там не хватает катастрофически. Так что, может быть, нашлись отдельные чудаки, которых идея получить там гектар земли и воодушевила. Скорее, кстати, воодушевила их идея продать полученный гектар, но сейчас не об этом. А может, есть и такие чудаки, кто всерьез надеется «подняться» с этого гектара – есть-то что-то надо, без этого никак.

Понимаете, мы порой даже представить себе не можем, как тяжела жизнь в российской глубинке, причем не обязательно на Дальнем Востоке. Я бывал в небольших российских городах, таких, например, как Елец, Смоленск и т.д., и могу засвидетельствовать: там порой у людей вообще нет денег. Причем именно вообще. Там семья из двух работающих родителей и двух детей неделю может питаться курицей – не куриным мясом, а именно одной курицей: дети едят ее, а родители – супчик на курином бульоне.

Просто настолько не видно света в конце тоннеля, что многие от отчаяния готовы увидеть его и на дальневосточном гектаре. А между тем какой это свет? Ты же при работе на этом гектаре света не взвидишь. Во-первых, гектар – это немало, и это не дачный участок, а тайга, сопки, веками не видевшая возделывания земля. Какими инструментами ты будешь ее возделывать? Не кайлом же? Значит, потребуется сельскохозяйственная техника, и не простая, а специализированная – не забывайте, о какой земле идет речь. И брать эту технику придется в кредит, который при действующей ставке рефинансирования закабалит не только тебя до конца дней, но и твоих детей. Кстати, не забывайте, что с этими детьми и с другими членами семьи до Дальнего Востока, куда «только самолетом можно долететь», еще нужно добраться, а каждый авиабилет, даже в один конец, стоит целое состояние. Но пусть даже ты что-то и вырастил на этом гектаре, и даже не все успел съесть – кому ты продашь излишки, при действующих-то закупочных ценах? В общем, чем дальше, тем страшнее.

А радужным заверениям правительства и его придворных экономистов я лично не верю ни на грош. Я верю только своим собственным глазам, и я вижу, что все вокруг совсем не такое, каким нам его рисуют. Я вижу, что единое окно доступа только плодит равнодушных чиновников и количество требуемых ими бумажек. Что реформа здравоохранения положительно сказывается не на здоровье россиян, а на длине очередей в поликлинике. Что введение платных парковок разгружает не дорожную инфраструктуру города, а кошельки горожан. В общем, я уже привык, что мне врут в глаза, но я, увы, не готов с этим бороться.


— Некоторые эксперты сравнивают этот проект российских властей с ваучерной приватизацией. Насколько велики риски, что десятки, сотни тысяч, а может и миллионы гектаров в конечном счете окажутся в руках у денежных мешков?

— Конечно же, если, паче чаяния, денежные мешки вдруг заинтересуются этим гектаром, они быстро найдут возможность наложить на него лапу. Смогли же они в свое время извлечь миллиардный профит из разноцветных бумажек – я имею в виду те самые ваучеры, которым большинство россиян так и не смогли найти применения и попросту продали их за кусок хлеба. Так вот, если дальневосточный гектар покажется кому надо привлекательным, его ждет та же участь.

Только что-то я сомневаюсь, что он кому-то покажется столь уж привлекательным. Помимо чисто материальных и физических трудностей, о которых я уже говорил, энтузиастов ждет на этом пути десятки административных барьеров, которые наши шустрые чиновники во мгновение ока воздвигнут перед ними. Просто так и без волокиты у нас в стране вообще ничего не делается, и уж тем более не раздается ничего дарового.

В общем, похоже, что с этим гектаром все получится как в бородатом анекдоте: купи себе козу, а потом продай свою козу – и будет тебе счастье. А только нам такого счастья «и даром не надь, и с деньгами не надь», пусть даже сразу все правительственные эксперты сразу на всех телеканалах взахлеб станут убеждать нас в обратном.
РАНЕЕ В РУБРИКЕ: «Украинский вектор все сильнее расходится с направлением внешней политики Трампа»