Захоронение Калашникова в Мытищах – не предлог для «расселения» Кремлевской стены

Сегодня на Федеральном военном мемориальном кладбище в Подмосковье похоронили всемирно известного конструктора огнестрельного оружия Михаила Калашникова, скончавшегося на 95-м году жизни после продолжительной болезни в Ижевске 23 декабря. В церемонии прощания принял участие президент Владимир Путин. В последний путь Героя России проводили залпами из созданных им автоматов АК-47.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал президент Института стратегических оценок, профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД России Александр Коновалов.


— Сегодня на мемориальном военном кладбище в Мытищах был похоронен Михаил Калашников. Известно, что мемориал в Мытищах строился в том числе и для того, чтобы перенести туда захоронения с Красной площади и урны с прахом из кремлевской стены. Тот факт, что Калашникова специально перевезли из Ижевска в Мытищи, может означать, что власть окончательно созрела, чтобы отказаться от старых символов, и что «расселение» кремлевского кладбища и Мавзолея начнется уже скоро?

— Я не думаю, что «расселение» кремлевского кладбища скоро начнется. Потому что мемориал строился не для размещения урн с прахом из Кремлевской стены. Мемориал – это государственное военное кладбище, где должны быть похоронены те, кто отдал жизнь, служа Родине и сражаясь за нее. Поэтому Калашникова, я думаю, там похоронили по заслугам.

Хотя семья, мне кажется, хотела поначалу похоронить его в Ижевске, где он жил, чтобы ходить к нему, поклониться могиле, вспомнить его, а на мемориальное кладбище в Мытищи они, скорее всего, вряд ли смогут часто ездить. А относительно того, что старые традиции уходят в прошлое, то сейчас такая ситуация, что любые тревожные действия относительно Кремлевской стены, добавляют внутриполитической нестабильности, а власти такая нестабильность совершенно не нужна, потому что запас прочности у нее очень маленький.


— Одним словом, вряд ли захоронение Калашникова на военно-мемориальном кладбище связано с «расселением» Кремлевской стены, а просто это дань уважения его заслугам?

— Как только начнется расселение Кремлевской стены, сразу встанет вопрос о расселении Мавзолея. Как только встанет этот вопрос, сразу начнется разделение общества на тех, кто «за» и тех кто «против», а после этого начнутся призывы идти «в штыковую».

То, что место для Калашникова на мемориальном кладбище заслуженно, нет никаких сомнений. Как для человека, создавшего стрелковое оружие, которое было изготовлено в таких количествах — порядка 70 миллионов. Ближайший его конкурент – американская винтовка М-16 – она выпущена в количестве 6 миллионов. То есть, если бы все у нас в стране подчинялось рыночным законам, Калашников был бы очень богатым человеком.

Я не думаю, что захоронение Калашникова на мемориальном кладбище использовалось как предлог для того, чтобы начать расселение кладбища у Кремлевской стены. Потому что для того, чтобы начинать этот процесс, нужен намного больший запас стабильности, чем сейчас, и которого нам не хватит даже в ближайшем будущем.


— То есть, такое расселение начнется не скоро?

— Я таких прогнозов не даю, но мне кажется, что это сейчас не первая и даже не вторая проблема по значимости для нашей страны.