Зигзаги мировой истории образца 2021 года

В первые дни января аналитики консалтинговой компании Eurasia Group (Нью-Йорк) собрали воедино все свои дурные предчувствия относительно 2021 года. Компания опубликовала перечень из десяти рисков, которые, якобы, испытают мир на прочность в наступившем году. Некоторые пункты прогноза близки и понятны россиянам, а некоторые, честно сказать, больше похожи на инопланетный шифр.

Ранее президент России Владимир Путин также говорил, что в 2020 году человечество столкнулось с проблемами беспрецедентного масштаба, которые получат свое развитие в 2021 году. Не факт, что он имел в виду те же самые угрозы, что и специалисты из Eurasia Group. Тем интереснее посмотреть на катастрофические тенденции глазами американцев.

Мир борется с худшим кризисом со времен Второй мировой войны – заявляют американские аналитики и в этом россияне, в массе, с ними согласны. Далее могут быть разночтения.

На

первое

место, по мнению Eurasia Group, выходит проблема легитимности верховной власти в Соединенных Штатах. Впервые в истории США половина населения страны будет убеждена, что Джо Байден захватил Овальный кабинет Белого дома незаконно. Даже Трамп в данном случае не является приемлемой альтернативой Байдену, так как многие американцы «с промытыми мозгами» считают, что он выиграл выборы в 2016 году тоже не совсем честно, а благодаря вмешательству русских хакеров.

Соответственно, немало непримиримых скептиков будет заседать в главном законодательном органе – Конгрессе, и эти люди будут вставлять толстенные палки в колеса государственного механизма. Налицо, таким образом, системный кризис власти в Соединенных Штатах. Причем, это лишь на первый взгляд внутренне дело страны. Последствия кризиса легитимности простираются далеко за пределы границ США, ведь на доверии к доллару завязана вся мировая финансовая система.


Вторая

серьезная угроза – затянувшаяся пандемия коронавируса. Аналитики Eurasia Group считают, что в 2021 году Covid-19 станет угрожать не только жизни людей, но и политической стабильности отдельных государств. Способствовать грядущим социальным катаклизмам будет – парадокс – распространение вакцин от коронавируса. Высокая начальная стоимость вакцинации проведет резкую границу между бедными и богатыми: последуют погромы медучреждений и бунты, по аналогии с «холерными бунтами». Падение экономики, в свою очередь поставит ряд развивающихся стран на грань дефолта.


Третий

вызов, как он видится из США – это конкурентная борьба за обладание чистыми энергетическими технологиями. Предположительно, борьба развернется между американскими и китайскими компаниями, так как внедрение технологий с «нулевым выбросом» создаст огромные возможности для частного капитала. Правду сказать, из глубины российской берлоги новомодные технологии с «нулевым выбросом» кажутся занятной игрушкой, хитрым фокусом – не более. И третье место в рейтинге мировых рисков они занимают явно «по блату».


Четвертый

риск опять-таки касается отношений США и Китая, но уже в военно-торговой сфере. Между странами растет недопонимание из-за споров ученых о происхождении коронавируса: естественное, или лабораторное? Добавился еще один острый пункт – так называемая «дипломатия вакцин» — чей препарат от Covid-19 станет лидером на мировом рынке? Скорее всего, в 2021 году обострятся давние разногласия по вопросам торговых пошлин, статуса Гонконга и Тайваня, военного присутствия Китая в Южно-Китайском море. В целом, точек напряженности стало так много, что велик риск элементарной политической ошибки, с ужасными последствиями.


Пятая

угроза мировой безопасности видится специалистам из Eurasia Group в разрушении фундамента открытого интернета. Все больше стран создают препятствия для свободного обмена конфиденциальными данными через границы. Таким образом, ломаются устоявшиеся бизнес-модели интернета, тормозится развитие популярных приложений. Препоны на пути к глобальному сотрудничеству замедляют развитие Искусственного Интеллекта и других инновационных технологических секторов.


Шестая

угроза напрямую связана с пятой. Тот же открытый глобальный интернет несет в себе угрозу конфликта в киберпространстве. Мир сейчас таков, что любой компьютер, или смартфон, могут стать точкой входа для хакеров, или спецслужб государств. Есть вероятность, что 2021-й станет годом, когда киберконфликт приведет к технологической катастрофе, либо политическому кризису.

На

седьмую

строчку в рейтинге глобальных рисков американцы поставили персону президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Турецкий лидер назван внешнеполитическим авантюристом и опасным националистом. Россияне, пожалуй, с этим согласятся.

На

восьмом

месте стоит вопрос стоимости ближневосточной нефти. Страны-производители энергоносителей на Ближнем Востоке и в Северной Африке жестоко пострадали от коллапса мирового спроса на энергоносители в 2020 году. Привыкшие к долларовому изобилию правительства стран-нефтекачалок сталкнулись с недостатком наличных денег в казне, а пандемия коронавируса дополнительно ослабила экономику. Соответственно, делают вывод аналитики Eurasia Group, велика вероятность очередной волны арабских революций.

Следующая,

девятая

угроза мировой безопасности – это канцлер Германии, тетушка Ангела Меркель. Однако, в отличие от Адольфа Гитлера, она создаст проблемы не приходом к власти, а своим уходом с политической сцены. Европа после Меркель может стать менее гибкой в вопросах дипломатии. Энергетические и территориальные споры обострятся, «ястребы» возьмут верх над «голубями». В частности, некому будет урезонить Францию, когда она пойдет на жесткие меры в противостоянии с Турцией, в Восточном Средиземноморье.

Последней,

десятой

угрозой в списке названа специфически американская проблема, далекая от россиян, как поверхность Марса: опасение за политическое, социальное и экономическое здоровье стран Латинской Америки. Катализатором волнений там может выступить дефицит вакцины от коронавируса. Нестабильности прибавят парламентские выборы в Мексике и Аргентине, и президентские – в Чили, Эквадоре и Перу.

Как видим, некоторые вызовы 2021 года, перечисленные нью-йоркскими специалистами Eurasia Group, представляются надуманными. Однако некоторые, вроде кризиса власти в США, амбиций Эрдогана, ухода Меркель, кибервойны – вполне себе реальны и, вероятно, могут изменить ход мировой истории.