Недавно во время «открытого урока» с участием президента РФ Владимира Путина, россиянам было объявлено о будущих прорывах в сфере науки и техники. Мол, РФ — это не только сырьевая колония, но и вполне развитая, устремленная в будущее страна. Однако при ближайшем рассмотрении все представленные проекты оказались либо «фэйками», либо устаревшими и нежизнеспособными фантазиями.
К примеру, с помпой был продемонстрирован проект транспортно-энергетического модуля (ТЭМ) для полетов в дальний космос. На самом деле Центр имени Келдыша предложил не что иное, как реинкарнацию советской разработки далекого 1969 года под названием «Аэлита». Это масштабный экспедиционный комплекс с планами покорения Марса, который разрабатывался соратниками великого основоположника практической космонавтики Сергея Королева. Получается, что нынешний якобы прорывной проект всего лишь копирует советские разработки 50-летней давности и даже сегодня он существует лишь на бумаге. И до сих пор не ясно, какой там будет двигатель – прямоточный через активную зону реактора или электрореактивный. Скорее всего, не будет никакого. Поэтому вся эта возня по поводу ТЭМ напоминает фэйк, типичную имитацию. А ведь в 2006 году существовал великолепный проект – шестиместный многоразовый космический корабль «Клиппер», который умер так и не родившись.
Не менее смешно в числе перспективных научно-технических новинок РФ выглядит высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Казань. Только по этой магистрали планируется запускать китайские или немецкие поезда. Ничего российского там нет, что в очередной раз символизирует тотальную зависимость страны от импортных технологий.
Прозвучал еще один проект – Северный морской путь. О нем говорят уже четверть века, но не сделано ничего, чтобы обустроить трассу, способную обеспечить транзит иностранных торговых судов и получить реальных источник высоких доходов. Ежегодно по Севморпути проходят считанные единицы кораблей, ибо подавляющее большинство судоходных мировых компаний ориентируется на Суэцкий канал. В 2015 году Египет его расширил, создал коридоры развития, складские и логистические комплексы. И таким образом нарастил колоссальный морской грузопоток, зарабатывая на нем приличные деньги. А российский Севморпуть так и остался на уровне слов.
Чуть ли не революционной новинкой нынешней России назван проект среднемагистрального авиалайнера МС-21. Да, это добротный самолет, по топливной эффективности опережающий «Боинги» и «Аэробусы». Однако инновационным его считать нельзя. Вот действительно таковым был самолет «Перун» с несущим корпусом, высотой полета 16 км, т.е. уже в стратосфере. Так вот – у него топливная эффективность выше аналогов не на 20%, а в полтора раза. Но этот советский проект был загублен после 1991 года. Зато на Западе появился концепт «Аэробуса» будущего – практически точная калька нашего так и не появившегося «Перуна» с плоским несущим фюзеляжем.
Все вышеуказанные проекты нежизнеспособны и не имеют отношения к прорывным технологиям. Даже новый авиадвигатель ПД — 14 с тяговой силой 14 тонн до сих пор не внедрен в серийное производство. Хотя это планировалось сделать в 2016 году. А все потому, что на эту программу выделено 35 млрд рублей – меньше, чем затраты на один футбольный стадион.