Философия такси

В самом городе, по виду, все спокойно, но если судить по радио, то в Москве чуть ли не неделю идут непрерывные волнения среди таксистов, вроде уже и улицу где-то в центре перекрывали (правда, деликатно, «оставив узкий проход»). Таксисты митингуют, пишут воззвания, объявляют голодовки — в общем, бузят вовсю. Один, как сообщают, в больнице — три дня голодал за рулем, стало плохо, увезли на Скорой.

Основные требования — «вернуть таксомоторы», «возродить таксопарки», «вернуть профессию таксиста».

Довольно показательный случай, когда «борьба трудящихся за свои права» обречена наткнуться на непонимание и даже неприязнь основной массы населения, пишет Алексей Рощин (https://sapojnik.livejournal.com/2813193.html). Ведь таксисты почти не скрывают, что борются прежде всего за… повышение тарифов, и среди их жалоб главная — с приходом агрегаторов типа Яндекс.Такси и Убера плата за проезд якобы стала слишком низкой. Спрашивается, как на это реагировать большинству населения, у которого доходы тоже четвертый год стагнируют или уменьшаются?

А тут даже и цифры называют, не стесняясь: мол, по данным тех же агрегаторов, средняя стоимость поездки в такси в Москве составляет 250 рублей за поездку — а профсоюзные активисты заявляют, что работа таксиста «становится рентабельной» (!) только при цене поездки ОТ 450 рублей. Типа, «дешевле даже нет смысла». Соответственно, рецепт успеха с точки зрения таксоводителей один: ввести строжайшее лицензирование работы в такси (чтобы лишь бы кого не брали!), приструнить всех Уберов (а лучше и вовсе запретить), и, естественно, наладить жесткое преследование «нелицензированных» бомбил и, что характерно, также и прибегающих к их услугам агрегаторов (своими ушами слышал предложение штрафовать агрегатора за прием на работу таксиста без лицензии в размере 500 тыс. руб. за каждого!).

И ведь эти «таксистские бунты» не следствие какой-то нашей особенной дикости. Против Убера восставали и в самых цивилизованных странах Первого мира — в Париже, Амстердаме, в самой Америке — везде.

Самое смешное требование «восставших» — это, конечно, «возродить профессию таксиста». Оно очень проективно — то есть люди чувствуют, в чем их главная проблема, но боятся себе в этом признаться. Почему? Потому что тогда станет очень грустно, а грустить не хочется — хочется бунтовать.

Дело ведь в том, очевидно, что появление агрегаторов как раз и сделало именно это — уничтожило профессию таксиста как таковую. Точнее сказать — табуретку у них из-под ног выбило появление спутниковых навигаторов, а агрегаторы просто уже констатировали смерть. В общем — всех убил интернет.

«Таксисты» еще брыкаются, требуют каких-то «лицензий» — но их историческое время ушло. Сотни лет главным требованием к извозчику, а потом и к таксисту было (помимо естественного требования иметь лошадь и уметь ее водить) ЗНАНИЕ ГОРОДА. Это было то самое ноу-хау, которым не обладал средний обыватель, поскольку знать все переулки и закоулки какого-нибудь Лондона без специальной практики и подготовки он просто не мог (Шерлок Холмс знал Лондон как свои пять пальцев, и этим вызывал просто безмерное восхищение Ватсона). Теперь же на месте знаний и умений бывалого «таксёра» — бездушный навигатор, а за рулем — таджик, приехавший в Москву 2 месяца назад и наедине с собой не имеющий понятия не то что о том, «как проехать на Красную площадь», но даже о том, что такая вообще существует. И ничего. Для навигатора даже уметь писать по-русски не надо — он хватает адрес с голоса.

Все остальные «требования к лицензии», которые пытаются втюхать таксисты — очевидно от лукавого. «Стаж 3 года», который требуется для лицензии сейчас, уже очевидно избыточен. Я знавал паренька, который, наоборот, едва получив права, УЧИЛСЯ уверенно водить, оказывая те самые «таксистские услуги». Нелегально, конечно — в качестве бомбилы от бордюра. Все равно ведь кроме как практикой навыки не выработаешь, а просто так ездить скучно. Вот он и «бомбил».

Профессия умерла: таксистом может быть буквально каждый человек с правами. Хорошая иллюстрация старого философского принципа «всё значит ничто». Когда таксистами являются все — это значит, что таксистов просто больше нет.