Казалось бы – ну что может быть общего у столь разных, можно даже сказать – противоположных по смыслу организаций: РАН и РПЦ?! Однако мы, дорогие друзья, находимся в России, а у нас тут, как известно, «бывают странные сближенья».
РАН и РПЦ, по сути, чрезвычайно похожи. Первое, что сразу бросается в глаза: обе организации, хотя по декларируемым целям они являются объединениями единомышленников, взыскующих Истины – тем не менее «всю дорогу» сидят на шее у государства и крайне нервно реагируют, когда кто-то пытается их оттащить от государственной титьки. И там, и там – единомышленники и подвижники, но содержать их почему-то должны налогоплательщики, которые ни тем, ни другим не являются.
Кроме того, обе организации подчеркнуто не критикуют друг друга. Вообще-то для науки и религии вовсе не характерно жить в симбиозе, скорее «по жизни» они друг друга очень плохо переносят – но, опять же, не то в РФ: как два образцовых приживала, они, видимо, понимают, что хлебают из одной миски и потому устраивать публичные ссоры не надо, дабы не разозлить Хозяина.
Есть и другие сходства, поглубже. Основное – то, что многочисленные «низы» в обеих организациях (научные сотрудники в случае РАН, прихожане в случае РПЦ) не имеют НИКАКОГО влияния на верхушку. Здесь прослеживается универсальная для Совка-России «оккупационная формула управления»: есть некий «средний слой управленцев», условный Центральный комитет, состоящий из нескольких сотен или тысячи «неприкасаемых», которые лишь по своему собственному разумению КООПТИРУЮТ, или «поднимают» из низов новых «членов ЦК» (в РАН это «академики», в РПЦ – «церковные иерархи»). А внизу – море быдла, которое к пертурбациям на верхах, к избранию академика Фортова или Патриарха Кирилла не имеют и не могут иметь никакого отношения.
Общая картина для РФ: везде есть какой-то средний слой посвященных, который, если разобраться, сам себя назначил в «посвященные», и который из своих рядов избирает «руководящие органы». Так стоит ли удивляться, что даже сейчас, когда над РАН нависла серьезная угроза реорганизации, собственно ученые и сотрудники кое-где сохранившихся НИИ проявляют, в основном, удивительную индифферентность к происходящему? Ведь ученые – это в РАН те же прихожане: от них лишь требуется усердно молиться и посещать службы, а все вопросы выше церковного старосты их не касаются.
Потому-то проблемы, возникшие у Академии, и взволновали только деятелей ранга директоров академических институтов и выше; рядовые ученые прекрасно понимают, что при любых реорганизациях их бесправное и зависимое положение точно таким же и останется.
РАН и РПЦ – средневековые, феодальные по своей сути организации «сеньоров», блюдущих свое руководящее положение в море «черни». Они абсолютно органичны для РФ, представляющей собой точно такое же по устройству государство. Одно лишь странно – ожидания сеньоров, что чернь самоотверженно поднимется в защиту «вольностей дворянства».