Сегодня, когда ситуация с заложниками во Франции разрешилась, можно возобновить разговор о теракте в редакции сатирического журнала, публиковавшего среди всего прочего карикатуры на пророка Мухаммеда и исламистов. С помощью убийств исламисты выразили свое отношение к данному виду творчества.
Мы не будем говорить, что погибшие заслужили такую смерть, тем более, что вместе с карикатуристами и спонсорами журнала погибли полицейские и один из служителей помещения, показавший террористам дорогу в редакцию. Также впоследствии погибли еще и заложники в магазине, захват которого тоже связан с терактом в «Шарли Эбдо».
Но мне хотелось бы обсудить, есть ли какая-нибудь граница у свободы слова на Западе.
Так, наш отечественный западник Артемий Лебедев написал по этому вопросу следующее:
«Попытайтесь вспомнить хоть одну смешную шутку или картинку про утонувший Курск, выборы президента, терки с Украиной, преследование ФСБ ученых, да любую тему возьми. На Западе шутят абсолютно обо всем. И не только в закрытых сообществах, а везде».
Он не совсем прав. Вот, например карикатура; были и другие.
Но вернемся на Запад.
У Charlie Hebdo был предшественник – журнал Hara Kiri . Журнал считался очень острым.
Страницы журнала пестрили разнообразной рекламой в духе: «Если вы не можете купить эту машину, просто украдите её!», а в статьях активно высмеивались политические режимы, борцы за окружающую среду, авиакатастрофы и прочие «запрещенные темы». Также они с юмором относились к подписчикам, предупреждая тех о следующем: «Вы можете подписаться на наш журнал, но лучше не надо, потому что это обязывает нас посылать вам его».
«Харакири» просуществовал 10 лет, но в ноябре 1970 года, в канун траурный мероприятий, связанных со смертью генерала Шарля де Голля, журнал вышел с гласящей на всю обложку надписью: «Трагический бал в Коломбей: 1 погибший». Это был своеобразная насмешка над тем, как общественная пресса обошла стороной трагедию, случившуюся в канун смерти главы Франции, где в пожаре погибло 146 человек. Это вызвало огромный резонанс и недовольство во французском правительстве, в контексте которого, Министр Внутренних Дел Франции Раймон Марселлена был уполномочен закрыть журнал.
То есть, над смертью де Голля шутить нельзя.
Часть карикатуристов перешла из закрытого журнала в Charlie Hebdo. Но и тут не все было можно печатать.
Так в 2008 году был уволен карикатурист Синэ, опубликовавший карикатуру на сына президента Жана Саркози. Синэ утверждал, что 21-летний Жан Саркози, который недавно обручился с наследницей крупнейшей французской сети бытовой техники Darty Джессикой Сибун-Дарти, “беспринципный оппортунист, который далеко пойдет”.
“Жан Саркози – достойный сын своего отца, он делает блестящую карьеру, а суд едва не наградил его аплодисментами после несчастного случая на дороге, когда он стал причиной ДТП и скрылся с места преступления“, – говорится в подписи к опубликованной в Charlie Hebdo карикатуре.
Синэ обвиняет юного Саркози в том, что тот выиграл судебное дело, в котором ему в качестве истца противостоял араб, а также в намерении перейти в иудаизм ради выгодного брака. “Он далеко пойдет, этот парень!” – убежден Синэ.
Главный редактор Charlie Hebdo Филипп Валь назвал данную публикацию “мелочной и лживой” и потребовал, чтобы Синэ отказался от этой карикатуры, на что тот ответил отрицательно и был уволен по обвинению в антисемитизме.
Валь назвал данный инцидент неприемлемым, его поддержали Международная Лига против расизма и антисемитизма (LICRA), а также еврейские организации Франции.
Эту карикатуру раскритиковала и министр культуры Франции Кристин Альбанель, назвавшая ее “отражением древних предрассудков, которые должны исчезнуть раз и навсегда”.
Т.е., шутить про сына президента тоже нельзя.
Вспомним совсем недавний скандал с Шамилем Тарпищевым, который в эфире юмористической программы сказал о «Братьях Уильямс», намекая на атлетическое сложение знаменитых теннисных чемпионок. Какая волна негодования прошла по всем СМИ! Тарпищев извинялся с утра до вечера, но все равно вынужден был заплатить штраф в 25 тыс. долл. и на год отстранен от работы в WTA.
Сказанные спьяну слова Модельера Джона Гальяно стоили ему работы в доме моды Christian Dior. Он тогда повздорил с итальянской супружеской парой в ресторане. Ему не понравилось, что они его разглядывали в упор, он обругал их стиль одежды и сказал, что любит Гитлера, и что такие, как они, должны были погибнуть в газовых камерах. Уж не знаю, отчего вдруг всплыла еврейская тема, но именно антисемитизм, а не грубость стали причиной скандала.
Ранее в США Мел Гибсон, тоже сильно нетрезвый, заявил остановившему его полицейскому: «Вы что, еврей? Евреи вечно начинают все войны в этом мире!». За это он тоже имел очень большие неприятности, извинялся, лечился от пьянства и пр.
Ларса фон Триера тоже что-то говорил про евреев и нацистов на Каннском кинофестивале: «Я долго думал, что у меня есть еврейские корни, — мне это нравилось. Но потом я выяснил, что, оказывается, состою в родстве с нацистами, что тоже неплохо… Мы, нацисты, любим все монументальное, .…Гитлер мне симпатичен. Не то чтобы он был хорошим парнем, но я многое в нем понимаю и немного ему симпатизирую. Просто я так и представляю себе, как он сидит в своем бункере… Но, конечно, я против Второй мировой войны. Я поддерживаю евреев. Но не слишком, потому что Израиль – это та еще головная боль. О кей, я нацист». За вот эти, как он думал, шутки его подвергли такому общественному порицанию, что режиссер зарекся ездить на фестивали.
Или был скандал с игроком «Ливерпуля» Суаресом, который обвинялся в расизме за то, что назвал игрока соперников «негром». Тоже требовали его дисквалифицировать, платить штрафы.
Таких случаев много.
Нельзя говорить слово «негр», нельзя шутить по поводу евреев, нельзя как-то проезжаться по феминисткам, по сексуальным меньшинствам. Но почему тогда можно безнаказанно издеваться над верующими? Понять это невозможно.
Мне нельзя сказать слово «негр», потому что кто-то может обидеться. А как мне их называть? «Афроамериканцы»? Так это в Америке, а тех, кто живут в Африке? Африканцами? Но в Африке живут еще арабы, берберы, эфиопы и пигмеи — все они не принадлежат к негроидной расе. Есть страна Нигерия, есть река Нигер — нет, все равно нельзя. Слава богу, не часто сталкиваешься с подобной лингвистической трудностью.
А почему тогда можно смеяться над религией? От этих «можно» и «нельзя» развивается психоз, потому что никакой логики в этом нет.
Негра нельзя звать негром, но если он мусульманин или христианин, то можно сколько угодно прикалываться над его верой.
Погибшие карикатуристы были, безусловно, смелые люди. Филипп Оноре, был автором рисунка, появившегося в твиттере газеты за несколько часов до нападения: на рисунке — лидер «Исламского государства» Абу Бакр Аль-Багдади, желающий всем здоровья.
Главный редактор издания Стефан Шарбоннье еще в 2012-м он говорил, что не боится возмездия за свою работу. «У меня нет детей, нет жены, кредитов, — рассуждал он. — Может прозвучать напыщенно, но я предпочту умереть стоя, нежели жить на коленях». В 2013 году Стефан Шарбонье попал в «черный список» «Аль-Каиды». В последнем номере газеты опубликована карикатура Шарбонье «Все еще нет терактов во Франции? Подождите, у нас весь январь для поздравлений».
Последний номер журнала вышел 6 января. Сейчас один его экземпляр стоит 60 тыс. долл.
Правительство собирается выделить Charlie Hebdo 1 млрд. евро, а их новый номер выйдет тиражом в 1 млн. экземпляров. Уже есть макет обложки: она черная, на ней надпись: «На работу требуются 6 карикатуристов».
СМИ по всему миру собираются в знак солидарности публиковать антиисламские карикатуры.
Источник:http://uborshizzza.livejournal.com