Президентский срок Навального

В отношении Алексея Навального совершенно не важно, кем он является «на самом деле». Важно, символом чего он является. Именно в качестве символа он подвергается преследованиям и становится полюсом солидарности и поддержки. Навальный считается символом двух вещей:

1) «Прямостояние» в борьбе с нынешней властью. Без стыдливого заискивания, оговорок о «добром царе и злых боярах» и т.п. И в то же время — без юродства, «самоотродьезации» и маргинальной «отпетости». Респектабельное гражданское «прямостояние». Образцовое «прямостояние» из позиции «мы здесь настоящие хозяева, а не вы».

2)Практическая сетевая самоорганизация в борьбе с конкретными проявлениями режима. Можно спорить об эффективности проектов типа «Роспил», но они действительно есть, не только в идее, но и на практике. Они важны хотя бы как опыт и как пример непосредственной самоорганизации тысяч неравнодушных людей. В этом смысле, даже если Навального завтра зарежут в тюрьме, он уже вошел в историю России. Через запятую с Борисом и Глебом, Мининым и Пожарским, Разиным и Пугачевым, и т.п.

Символично, что обвинение потребовало Навальному 6 лет. «Президентский срок». Но суд засмущался и не захотел проводить такую прозрачную параллель. Получилось еще более прозрачно: выйдет Навальный из тюрьмы аккуратно после президентских выборов 2018 года и новой инаугурации. Парадокс, но посадка Навального сама по себе стала его инаугурацией как «Русского Президента в законе», аналога Нельсона Манделы и Абдуллы Оджалана у «белых негров». Если некоторая нация в некоторой Орде подавлена, запрещена и криминализована в своих национальных проявлениях, то совершенно естественно, что президент — символ суверенитета этой нации — должен сидеть в тюрьме. А как же иначе? Остается только повесить на стену портрет Навального и устраивать пятиминутки ненависти с подрастающим сыном: «Папа, а кто этот дядя?» — «Это наш Президент, сынок. Антирусская Орда держит его в застенках, как и весь наш народ». Ну и, конечно, на всех федеральных безальтернативных выборах зачеркивать в бюллетене все фамилии и писать «Навальный!»

В условиях тотального подавления, когда подавляемой группе отказано в праве даже на малейшую самоорганизацию, на выборы собственных «главных», главенство определяется явочным порядком по принципу «кто раньше встал, того и тапки». То есть, если некоторый человек лучше других исполняет функции русского министра МВД (защищает, кого надо, наказывает, кого надо), то он

фактически

и есть русский министр МВД — легитимный настолько, насколько это вообще возможно в данной ситуации. Ибо нет никого, кто мог бы сказать «Я более легитимен, чем он, в качестве русского министра МВД». Конкурентам остается либо его превзойти, либо пристроиться к нему в качестве помощников, «аппарата МВД».

Так же и с русским Президентом. Если до посадки Навальный явочным порядком исполнял обязанности «Русского Генпрокурора» (Икона: «Святомученик Навальный борется со Змием коррупции»), то в заключении он автоматически получает вес и символический ореол, достаточный для «Русского Президента». Ибо сейчас на политической сцене нет никого, кто лучше Навального подходил бы на роль «Президента русских», кто сочетал бы с «русским фейсом» и русским национализмом такие качества, как способность к лидерству, харизматичность, респектабельность, презентабельность, адекватность, цивилизованность, дееспособность, а также умение завоевать доверие у молодого поколения горожан. Большое дело: у нас, забитых и оплеванных, теперь есть свой Президент. Раньше не было, а теперь есть.

Получится ли сделать из Навального «Икону русского сопротивления»? Ранее это не получилось сделать с олигархом Ходорковским, который для большинства русских остался совершенно чужим человеком, и с советским дедушкой Квачковым, который явно ушел в неадекват. В случае с Навальным оба эти ограничителя отсутствуют. При этом «подноготная» Навального не столь важна. Не имеет особого значения, «чей проект Навальный» и какую «закулису» представляет. Навальный-символ полезен как повод для традиционной русской самоорганизации вокруг лидера.

Перефразируя известную пословицу, если Магомет не может прийти к горе, то гора вполне может прийти к Магомету. Точнее, разбросанная по полю груда камней может прийти к «Магомету», чтобы собраться в единую кучу и стать горой: не для Магомета, а для самой себя. «Короля делает свита». А «свите» нужен Король как функция, чтобы было вокруг кого собираться и кого «делать». И Королевство тоже делает свита, собираясь вокруг Короля. Если почти все возможности самоорганизации закрыты, и не развита сама способность к солидарному поведению, то можно начать хотя бы с подобия ролевой игры. В этом смысле «собираться вокруг Навального как символа» — это тоже практика самоорганизации. Это упражнение, результаты которого не пропадут напрасно, даже если Навальный впоследствии будет заменен другой фигурой.

Кстати, а почему всего лишь «Президент»? Кто-нибудь уже предлагал помазать Навального на Царство? Тогда я буду первым. Есть ведь среди монархистов такие, кто отрицает права ныне живущих Романовых и призывает выбрать новую династию. Конституционный монарх в современной стране — это прежде всего представительский символ «породы», «национального типа». Разве Навальный справится с этим хуже четвертьгрузина «Георгия Норникельского»? Семья Навального в этом смысле вполне «породистая», ее не стыдно показывать зарубежным дипломатам и туристам.

На уровне мифологического осознания немаловажно, что Навального зовут Алексеем, как последнего законного наследника Русской Монархии. Т.е. после Николая II трон занимает Алексей, как и должно было быть. (Икона: «Дух Николая II вручает Навальному Россию». Навальный изображен маленьким, в матросском костюмчике, по аналогии с известными фотопортретами царевича Алексея) Важно, что у Навального уже есть сын-наследник. Ребенок вырастет с трагическим осознанием жертвенно-символической миссии своего отца. Для будущего Монарха это весьма полезный и важный жизненный опыт. Что ж, история России полна неожиданных поворотов и парадоксов. Может, мы еще доживем до коронации Навального, со всеми полагающимися обрядами в исполнении Патриарха Даниила (нынешний митрополит Токийский).

Есть еще одна любопытная ассоциация в этой истории. Символ русского сопротивления осужден за «незаконное присвоение леса». Из серии: «Фашисты наказали партизан за незаконную порубку лесов». Явно это не случайно, есть в этом что-то злонамеренно абсурдистское, если вспомнить особую связь русского человека с Лесом (тут я рекомендую монументальную книгу писателя-почвенника Анатолия Онегова«Русский лес» ). И это хорошо: если уже пошли докапываться до русских на таком уровне символизма, то и ответная реакция не заставит себя ждать.