Живые VS мёртвые

Пару недель назад господин Леонид Гозман дерзновенно и выспренне сравнил СМЕРШ с SS. Сравнил как-то очень уж
гуманитаристо

, как кислое — с мягким или молибденовое — со светло-зелёным. Зато сочно и громко.

В высказываниях господина промелькнула такая мыслеформа:

«У СМЕРШ не было красивой формы, но это, пожалуй, единственное их отличие от войск SS»

. Это стало уже какой-то почти непререкаемой аксиомой – у «фашистов», в отличие от наших ребят, были элегантные мундиры, прекрасная выправка, изысканные манеры. Да-да, конечно, — смущённо краснеют иные собеседники-эстеты, — они враги, сволочи и нелюди, но форма …форма-то была великолепной. Как посоветовала мне одна начитанная дама с отменным гуманитарным образованием:

«Постарайся посмотреть на это глазами искусствоведа, как на картину или на статуэтку, отключи «совок» в голове…».

Что ж? Некоторые люди до такой степени уже отключили в себе «совок», что вместе с ним вырубилось и всё остальное. Как-то мне довелось прочесть, что пресловутая эстетика нацизма – это некая квинтэссенция «обаяния зла», которое очень часто выглядит соблазнительнее «пресного» добра.

Орденский замок и Павел Корин

Атлеты-зомби из панно Орденского замка Фогельзанг и атлеты Солнца от Павла Корина.

Мол, дьявольское — за счёт своей изощрённости — иной раз привлекает больше, чем божественное. Недаром, во все времена существовал феномен любви, точнее – пристального интереса к отрицательным персонажам, а жизнь Калигулы или Лукреции Борджиа волнует жадную до эффектов толпу куда как больше, чем жития святых. На эту тему можно рассуждать до бесконечности. Тут интересно другое –

яркое, почти мистическое несходство нацистской и советской эстетических программ.

Эстетика Сталина отличается от эстетики Гитлера,

как день отличается от ночи

, причём в этой моей фразе нет никакого поэтического пафоса, а всё предельно конкретно, даже грубо. Советский плакат, соцреализмовские полотна, архитектурные формы магистральных домов, оптимистичное кино – всё это обращение к солнцу, к трудовому дню, к свету. Ночь, темнота в нашей эстетике – это, скорее, исключение, чем правило. Это или какой-нибудь

галантный

маскарад в повести Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика», или романтика любовных свиданий в фильмах «Вратарь» или, скажем, «Первая перчатка», «Весна», снятых сразу после войны, но несущие в себе эстетический заряд довоенного кинематографа. В остальном же ночь — это время мрака и время…шпионов, врагов или, скажем, недобитых декадентов. В общем, всяких

выползышей

, точнее — нечистой силы. Ночью нормальный советский человек спит, чтобы утром начать созидание.

День и Ночь

Символ сталинской эпохи – это парад физкультурников, который проводится

утром

.

Образ Третьего Рейха – это

ночные

факельные шествия

Как пелось в песнях?

«

Не спи

, вставай, кудрявая! В цехах звеня, страна встает со славою

на встречу дня

»

. Или:

«Ну-ка,

солнце

, ярче брызни, золотыми лучами обжигай! Эй, товарищ! Больше

жизни

! Поспевай, не задерживай, шагай!»

. Советская предвоенная эстетика — это залитые светом стадионы на картинах Александра Дейнеки и Александра Самохвалова, это насыщенный солнечный мир гайдаровских повестей, это белые одежды юных спортсменов. «Светлый путь» — так называется знаковый кинофильм эпохи. «Новая Москва» Юрия Пименова – настоящий гимн победительной солнечности. Мозаичные панно станции метро «Маяковская» — парашютисты, спортсмены, яблони в цвету – всё это на фоне высокого синего дневного неба. Мир советского человека — это громадное, как мир пространство и кристальный воздух, это культ Высоты и культ необозримых широт:

«Широка страна моя родная…!»

Солнце, день, жизнь. Советское, а сталинское искусство — в особенности — не любило тему смерти, как не любило тему ночи. Разумеется, было некое подобие языческого культа (sic!) — праздничные солнечные процессии шли мимо гробницы-пирамиды

с вечно живым

(как везде писалось) Лениным. Но и в этом был особый смысл, касавшийся именно

культа жизни

. Советское не любит чёрное, предпочитая белое и красное.

vratar

Мир дня и Солнца против мира ночи и Луны (картина называется «Приливы и отливы»).

А что мы видим в Третьем Рейхе? Культ ночи и мрака, культ смерти. Посмотрите на их архитектуру — ощущение как от погребальных комплексов. Посмотрите на их белокурых атлетов — они похожи на зомби, то есть на умерших, но зачем-то воскрешённых. Посмотрите любую художественную вещь, созданную в нацистской Германии – в картинах нет «воздуха», нет пространства. Вялые и какие-то полумёртвые женщины, агрессивные, но лишённые энергии мужчины. Ощущение скованности и омертвелости, даже если речь идёт о любовании «светлой нордической красотой». Даже белое выглядит зловеще. Агрессия вместо энергии, а, как известно, агрессия обречена, особенно при столкновении с энергией. Ночной мир, помешанный на культе предков, культе смерти. «Мёртвые головы» на фуражках, чёрные мундиры — взяты прямиком из старой прусской формы, от так называемых чёрных гусар,

гусар смерти

. Смотрите —

ночные

процессии с факелами, воспламеняющими темноту. Смотрите: символ сталинской эпохи – это парад физкультурников, который проводится утром. Образ Третьего Рейха – это ночные факельные шествия. Ночь – это мистерия, это пробуждение потусторонних сил, это мистичная сила мглы.

0-3._1. Эскиз росписи потолка Театра Красной Армии (1)

Воздух, небо и жизнь против мира мёртвых.

А блондины, они всегда — блондины…

Картина Александра Дейнеки «Оборона Севастополя» — это не просто иллюстрация, это — символ. Это битва сил добра, солнца против вселенской темноты и мрака. День сражался с ночью. В мифологиях всего мира есть повторяющийся сюжет: борьба светлого дня и чёрной ночи. День всегда побеждал ночь, а свет – мглу, потому что свет – это жизнь. Цивилизация, поклонявшаяся мистике ночи, проиграла солнечным спортсменам, как ночь всегда проигрывает дню. Гитлер проиграл Сталину не только, как вождь, но и как «дизайнер». А зло, оно и есть зло, как бы красивенько с точки зрения иных «искусствоведов» оно не выглядело. И вот, что интересно — пресловутая эстетика Рейха, как правило (но не всегда, конечно же), привлекает грязноруких порнографов, сатанистов, извращенцев, или просто людей с неустойчивой психикой, слабых, безвольных. Они к ней тянутся, как к некоей палочке-выручалочке. Эстетика зла как бы помогает им стать…не сильнее, нет, агрессивнее. Советская эстетика — красота дня и света — не может привлекать девиантных людей. Она нравится здоровым людям. Потому что она лучится здоровьем, счастьем и солнечностью. И — Победой.

Источник:топ 100 блогов zina_korzina