Что показала премьера балета «Нуреев» в Большом театре?

Под восторженные отзывы представителей элиты о «новаторстве в искусстве» в Большом театре состоялась премьера балета «Нуреев». Многие, вероятно, даже не знают, что это вообще за история – в России умеют замалчивать неудобные темы. Тем не менее событие важное, как минимум оно является очень симптоматичным.

Обсудить это стоит!

Автору этой скромной заметки периодически доводится бывать в местах, которые обычно обозначаются словосочетанием «современный театр». Эта активность совершенно не кажется на сто процентов мрачной. Бывает так, когда деятели на сцене не изображают психодел или нечто с претензией на интеллектуализм (на что они чаще всего заведомо неспособны), а просто рассказывают некую историю и это получается неплохо. Не шедеврально, но неплохо!

Тем не менее, чтобы они не показывали, на выходе доминирует всегда одно и то же: восторг. «Понравилось!», «Это великолепно!», «Это шедевр!» и т.д. Один раз даже доводилось слышать «Я словил оргазм» в исполнении некого молодого человека.

А вот чего нет, так это хоть сколько-то содержательного разговора об увиденном. Не порождает это «искусство» дискуссии.

И вот незадача! Вроде в Большом было продемонстрировано нечто на несколько уровней выше, а на выходе то же самое: восторг без сколь угодно развернутых критических статей.

Сообщения СМИ по поводу премьеры в основном связанны или с восторженным комментарием Пескова, или с выходом на сцену в футболках с призывом освободить Серебренникова (который является режиссером).

Встречаются подборки коротких и восторженных комментариев некоторых деятелей культуры. Много всхлипов на тему того, что Серебренников из-за домашнего ареста (обвиняется в хищении гос. средств) не смог посетить премьеру. В числе прочих вздыхали и известные телевизионные «патриоты».

Кто еще «вздыхал»? Например, Ксения Собчак…


Премьера запрещенного Нуреева в Большом. Весь бомонд,чиновники,бизнесмены… Все кричат «браво». Ставят хэштеги и чекинятся. Посохов, Артисты и постановщики выходит в майках с портретами Кирилла. И все это очень хорошо,но безумно грустно. Потому,что мы все так мало можем сделать и так бессильны перед этой несправедливостью…. А в балете я так и не поняла,что такого запретного? Голый танец во время фотосессии Аведону на стуле? Трансвеститы? Красно-кровавая подпись Кирилла под черным граффити?:((((

Стоит привести и перевод статуса в Инстаграме корреспондента The Guardian Шон Уокер…


«Нуреев» в Большом театре. Поразительные таланты на сцене, половина элиты в зале, а режиссер — под домашним арестом. Россия как она есть.

Правда классно? Дело даже не в этих «всхлипах» о «притеснении творца» (иногда в исполнении борцов с жуликами и ворами). Больше обращает на себя внимание «половина элиты в зале». И вроде как все в восторге.

Возникает, однако, ряд естественных вопросов. Если половина элиты в восторге от подобного, то кто те «сатрапы» и «мракобесы», которые сопоставимы по политическому весу с половиной элиты и чуть постановку не срезали?

Почему эти «мракобесы» и «сатрапы» не ведут полемику в СМИ? Может, они два слова связать не могут? Но почему тогда и развернутых положительных отзывов нет? Если, как говорит Песков, это событие мирового масштаба, а мерзкого там ничего нет, почему не рассказать об увиденном массам?

В чем тут дело? В назревшем противоречии между тем, что уважает население, и тем, чего жаждет элита.

Зайдем несколько издалека. В чем основное содержание перестройки и 90-х годов? В продаже первородства за чечевичную похлебку, это находящееся за гранью разумного желание влезть в «цивилизованный мир».

В чем основное содержание путинской эпохи? Путин не отказался от в конечном счете губительного для страны похода на Запад. Он попытался придать этому процессу человеческое лицо. Действовал и отчасти продолжает действовать консенсус: элите — поход на Запад, населению — прекращение ада 90-х.

Вроде как и «с колен вставали», и совсем уж стремные в идейном плане вещи с политической поверхности убрали, и на Запад при этом шли. Тем более, когда во многих отношениях с колен действительно вставали!

После событий 2014 года становится очевидно, что поход на Запад с человеческим лицом и на приличных условиях невозможен. Тут или человеческое лицо с приличиями, или поход на Запад. Чем дальше, тем более острым будет становиться это противоречие.

Штука в том, что одна часть элиты, которая, типа, мракобесы, и другая, которая от постановки типа в восторге, — одно и тоже. Летом, как сообщал со ссылкой на закрытые источники ТАСС, запретили постановку после звонка Мединского. Минкульт, конечно, причастность Владимира Мединского к «мракобесию» опроверг, но кто-то тем не менее запрет организовал. А потом тот же Мединский присутствовал на генеральной репетиции и никаких признаков недовольства не продемонстрировал.

Да и как тут недовольство покажешь: эдак действительно можно стать в глазах «цивилизованного мира» и «сатрапом», и «мракобесом». Тем более, и так отношения с Западом более чем напряженные.

Публикация развернутых положительных отзывов представителями власти тоже нежелательна. Тот же Песков хорошо понимает, что если он расскажет об увиденном, это вряд ли оценит подавляющая часть электората. Вот и получается, что развернутых статей нет. Есть только скупые и восторженные отзывы, которые толком не тиражируются, и которые, несмотря на важность произошедшего, не обсуждаются.

Почему развернуто не высказывается публика, изображающая оппозиционность? Может быть, потому что там просто нет содержания, которое способно породить дискуссию? Или, может быть, как и в случае некоторых зрителей, упомянутых в начале заметки, они ходят для поддержания статуса, не будучи при этом способными вникнуть в происходящее на сцене, если там вдруг окажется нечто имеющее нетривиальное содержание?

Росси в условиях серьезной конфронтации с Западом оказалась в очень опасной ситуации, когда позиция подавляющей части элиты находится в противоречии с позицией подавляющей части граждан. Элита живет в одном мире, граждане — в другом. И чем дальше, тем меньше эти миры пересекаются.

Ровно это показала премьера балета «Нуреев» в Большом театре.

Источник: https://emelamud.livejournal.com/725913.html