Я первый раз увидела картины Глазунова на большой выставке в Манеже в 1978 году.
Очередь была огромная – Манеж огибала кольцом. Но мне повезло: я попала уже ближе к концу дня и простояла всего одну «стенку».
Потом было еще несколько выставок (в 1979 – в ленинградском Манеже, в 1986 – опять в Москве, еще в Киеве). И очереди собирались такие же.
Откуда его все знали? Может, в «Огоньке» репродукции размещали? Но, скорее, слухом земля полнилась, что там, на выставке, что-то недозволенное.
Ой, боже мой! Было бы недозволенное – не дали бы персональной выставке на самой громкой площадке страны.
Я там впервые увидела царевича Дмитрия с перерезанным горлом.
Вначале Глазунов был похож одновременно на всех, но потом обрел собственный стиль.
«Утро», 1956:
«Уборная. Дети города», 1961:
«Ленинградская весна», 1955:
«Метель на Петроградской», 1966:
«Сумерки», 1956:
Вот эта работа уже совсем другая.
«Русский Икар», 1964:
«Князь Олег и Игорь», 1972:
Князь Игорь:
«Русская красавица», 1968:
Кроме станковой живописи, были представлены иллюстрации.
«Незнакомка», 1978:
Но главным блюдом была картина, обличающая советскую власть.
«Возвращение блудного сына», 1977:
Впечатление от выставки у меня было двойственное: ярко, красиво, но одновременно плоско. И почему у всех такие огромные глаза?
Потом я не раз видела картины Глазунова.
После 1991 года он перестал быть «гонимым» и приобрел важный сановный вид. Хотя, этот «гонимый» с 1978 года преподавал в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. В 1980 году он получил звание народного художника СССР. В 1981 году по поручению Министерства культуры РСФСР организовал в Москве Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором. В 1987 году основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, став ее ректором.
Всех бы так гоняли.
Глазунов обожал выступать на своих выставках, говорил хорошо, но слишком долго. Он обличал покойную советскую власть, жаловался на гонения, мечтал о возрождении монархии.
Лужков выделил для галереи Глазунова дом в центре Москвы. Впрочем, Церетели он три таких здания отвалил и Шилова не обидел.
Вот, взгляните. В галерее все устроено по вкусу Глазунова. Черно-белый Вигвам какой-то.
В принципе, Глазунов – счастливчик. Обладая не самым большим талантом, он умудрился сделать самую блестящую карьеру. Не всякий художник может стать медийной персоной, а Глазунов стал.
В 1985 году Сергей Есин написал роман «Имитатор». Там главный герой – бездарный, но очень амбициозный художник, рисовал портреты людей по фотографии. Он их тайно снимал, а потом разбивал снимок на квадратики и рисовал.
Его жена покончила с собой из-за разногласий с мужем. Но зато дети оказались очень удачные, и в конце романа они доделали работу, которую поручали отцу.
Вот начало романа:
«Я бегун, выносливый бегун на марафоне собственной жизни. И я знаю, что мне не стать чемпионом. Но я еще подурачу головы, покручу своей загадкой. О жизнь, куда ты пролетаешь?
Но скорее бы, скорее неслись годы. Может быть, еще успею. Может быть, похоронят на Ваганьковском, где-нибудь поближе к Есенину и Высоцкому. Помогут вечно молодые поэты. В одной регистрационной книге смертей, смотришь, в одной строке оказался и в энциклопедии. Дерзай, художник! Дерзай, иллюзионист! Но молчи. Молчи! И чтобы у наследничков не возникло, на гибель себе же, никаких сомнений».
Действительно, жена Глазунова Нина Бенуа покончила с собой, а его сын и дочь – художники, и во всем помогали отцу.
По линии матери Глазунов происходил из семьи служилого остзейского дворянства, проживавшего в Петербурге. Биограф Глазунова Л. Колодный отмечал, что «в семье Флугов берегли как реликвию фотографии, где рядом с их родственниками стояли царь Николай II и царевич Алексей».
По линии отца Глазунов был из семьи царскосельских купцов с крепкими монархическими убеждениями. Один из дядей по отцовской линии ушел во время войны с немцами и работал с типографии НТС. В 1960-е годы Глазунов установил с этой организацией контакты, сотрудничая с А. П. Столыпиным, который рассказывал о сути Октябрьской революции как погроме России масонами.
Собственно, эти взгляды Глазунов всю жизнь и развивал. Ему благоволили некоторые партийные бонзы КПСС из так называемой «Русской партии».
Коньком Глазунова стали огромные полотна со множеством фигур. Там можно найти портреты всевозможных исторических личностей, художников, писателей, деятелей поп-культуры. Они были разбиты на 2 лагеря: друзей и врагов народа Не забывал Глазунов и себя, помещая свой портрет где-то между Толстым и Гагариным.
Любимое занятие публики было угадывать, кто где нарисован. Впрочем, зная, что портретное сходство ему плохо удается, Глазунов помещал рядом с картиной список с обозначением фигур.
Мне всегда нравились другие художники, чьи картины как-то перекликаются с основными темами Глазунова.
Например, Корин:
Или Гелий Коржев:
Иногда Глазунов похож на Константина Васильева:
Но эти художники не были шоуменами, а Глазунов был. Поэтому его смерть – общественное явление. А похоронят Глазунова на Новодевичьем кладбище. Это рангом повыше, чем Ваганьковское. Не угадал Есин в свое время. Но кто ж знал, что Глазунов на старости лет так развернется?
Так что Есенин и Высоцкий – это уже не его уровень. Его уровень теперь — кто-то типа Ельцина и других, которых он рисовал по другую сторону от Есенина и Высоцкого.
Источник: http://uborshizzza.livejournal.com/4529456.html