Конец собачки Тябы и других бардов

Вспомнила песенку про собачку Тябу: «О, славный миг, когда старик».

Это песня на музыку Виктора Берковского и стихи Александра Суханова. Оба – значительные фигуры в авторской песне. Берковский не писал стихов, но сочинял музыку, играл на гитаре, пел. Суханов сочинял песни на свои и на чужие стихи.

Берковский умер в 2005 году, авторская песня тоже скончалась, а Суханов еще выступает, вот только не знаю, где и когда.

Интересно, почему авторская песня так резко вышла из моды? Ее основой были стихи, мелодия там была вторичной. И ведь слушали, и на слеты ездили, и кассеты покупали, а потом диски, а потом как отрезало.

Песенка о собачке – милая. Она написана с точки зрения собаки. Люди подразделяются на Старика – он для Тябы бог, а дальше на тех, кто хорошо относится к старику и собачке, и на тех, кто их не любит. Все просто.

Так как стихи сочинил Суханов, то дело происходит, по-видимому, в Москве. Но когда это у нас на один двор было 2 дворника, тем более, что это явно не супружеская пара. К дворничихе ведь ходит Вася-участковый. И время, когда участковые еще ходили по домам, было очень давно.

А почему Старик садится поближе к огоньку? Какой еще огонек? Дом имеет печное отопление? У Старика – камин? В мультике огонек понимается как лампочка, но я сомневаюсь, что именно это имел в виду Суханов.

Вообще, собачка мне не нравится. Пес много о себе понимает. Дворник у него – алкоголик, дворничиха – и крикливая, и дурная, и бестолковая. С чего, спрашивается, она кричит на Старика? А вы бы не кричали, если бы убирали двор, в котором дважды в день гадят три собаки? На алкоголика Костю надежды мало.

И Старик мог бы проявить сознательность и выгуливать собаку там, где это положено, а не устраивать собачьи драки, когда его Тяба и чужой боксер гоняют пинчера. Это ведь лай, шум, который мешает соседям, пугает детей. Но Старику на все это плевать – он решает мировые проблемы.

Да и какая-то двуличность в собаке наблюдается. То Тяба радуется, что его выводят во двор: он там справляет нужду, грызет косточки, припасенные добрым дворником, гоняет пинчера и играет с боксером. Вот сколько развлечений!

Но про двор Тяба отзывается так, что это место, где он как вор, и где царствует злоба. А кто гадит и гоняет пинчера? Злоба – это дворничиха? Но не так много у нее власти, и не так ей помогает участковый Вася, раз год за годом Старик выгуливает во дворе своего пса. В общем, неблагодарная эта собака.

Когда я слушала эти песни раньше, мне такие мысли в голову не приходили.

Я думаю, что люди разлюбили авторскую песню, потому что она оказалась обманом. Обманом оказался ее мир – тот мир, где самым большим злом была глупая дворничиха. (Кстати, что за снобизм? «Поколение дворников и сторожей», а туда же.)

В авторской песне люди шли по свету, и им, было немного надо: была бы прочна палатка, и был бы нескучен путь. (А как-то скучный и нескучный путь?). В рюкзаках эти чудные люди таскают самые лучшие книги, а если они попадают в город, то идут в филармонию слушать Грига и Бетховена.

Пардон, а где они работают? На что живут и на что покупают билеты на концерты? Ладно, допустим, они геологи.

Геологам, может быть, и было немного надо. Но барды аскетами не были, и в палатках не жили. У них имелись квартиры в центре, дачи, автомобили, модная одежда, они ездили за рубеж.

«А я еду, а еду за туманом, за туманом и за западом тайги». Ой ли?

«Милая моя, солнышко лесное, где в каких краях встретимся с тобою?» Поматросил и бросил?

Но барды все же не были такими лицемерами, как многие сегодняшние журналисты. Например, Екатерина Андреева – телесимвол путинской эпохи – заявляет, что у нее в доме нет телевизора, и она его никогда не смотрит, и понятия не имеет о том, что делают ее коллеги.

Барды хотя бы пели песни друг друга.

Не барды оказались виновны в том, что рухнул советский проект, что не получилась та жизнь, о которой они пели: чтобы яростные и непохожие, и презревшие грошовый уют, чтобы работать на благо родины, а во время отдыха слушать Грига, чтобы главной ценностью была любовь и дружба.

Но кончилось время советского проекта и кончилось время бардов.

Да и фига в кармане, которая придавала их песням некоторую остроту, стала совсем неуместной. Страшный враг – участковый! Не смешно уже.

«Новые песни

Придумала жизнь…

Не надо, ребята,

О песне тужить,

Не надо, не надо,

Не надо, друзья…

Гренада, Гренада,

Гренада моя!».

Эту песню мы поем благодаря Берковскому. Многие придумывали музыку на стихи Светлова, но получилось только у него.

…А в Гренаде теперь живут жены, тещи и дети тех, кто сумел здесь разбогатеть. Отсюда деньги тянут, а там тратят. Россия для них стала территорией, а не страной, не родиной, не матерью. И мечтатель-хохол туда же тянется.

Гренада их, пишет автор блога Uborshizzza (https://uborshizzza.livejournal.com/5101779.html).