На экраны кинотеатров вышла экранизация знаменитого произведения Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Глеб Панфилов, классик нашего кино, автор таких фильмов как «В огне брода нет», «Начало» и «Тема», давно проявлял интерес к прозе Солженицына. Еще в 1964 г., учась на Высших режиссерских курсах, он снял короткий метр по рассказу «Случай на станции Кочетовка». В 2006 г вышел его телесериал по роману Солженицына «В круге первом». Сериал достаточно верен оригиналу, видимо, потому что сценарий для него написал сам Солженицын, и он же читает закадровый текст.
При жизни Александр Солженицын, по словам Панфилова, сетовал, что в России мало экранизаций его произведений. В 2008 г. писателя не стало, и он так не увидел экранизации самого знаменитого своего рассказа, опубликованного в 1962 г. И вот, спустя 13 лет после смерти автора, мы, наконец, имеем возможность ее увидеть. В зарубежной версии фильм называется «Сто минут Ивана Денисовича» (столько длится картина).
Те, кто помнит книгу, обнаружат, что Панфилов многое добавил от себя, буквально придумал биографию главного героя – Иван Денисович у него работник МТС, после призыва в армию сержант артиллерии, проходит парадом по Красной площади, потом война, плен, побег из плена, лагерь и стройка будущего космического завода, письма от дочки, и даже встреча с загадочной старицей в исполнении Инны Чуриковой – в общем, в фильме додумано многое, чего нет у Солженицына, и оставлено за кадром многое, что у Солженицына есть (например, предыстории других персонажей — товарищей Ивана Денисовича по лагерной жизни).
Оправданы ли такие добавления к хорошо известному тексту? Наверное, Панфилов, с его успешным опытом режиссера и сценариста имеет на это право. Главное, что досочиненное Панфиловым, в принципе, не вызывает протеста и смотрится более-менее натурально, в духе оригинала – хотя это все-таки уже не Солженицын, а Глеб Панфилов – или некий сплав обоих авторов.
В картине мы видим героя при совершенно иных обстоятельствах, нежели в рассказе: в фильме Ивану Денисовичу остается отбыть в лагере всего десять дней – повод для постоянного ликования героя, на экране, в общем-то, не заметного. В оригинальном же рассказе Иван Денисович находится где-то на восьмом году своего нескончаемого срока, и описание одного дня его жизни завершается горькой и ироничной фразой: «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов – три дня лишних набавлялось…».
По поводу исполнителя главной роли: Филипп Янковский играет хорошо и, наверное, не зря получил свой приз на фестивале в Локарно, где фильм был впервые показан в августе этого года. Но на роль Ивана Денисовича – такого, каким мы его видим на страницах рассказа Солженицына – человека простодушного, честного, здравомыслящего, свыкшегося с постоянной несправедливостью – словом, воплощения души русского народа – на эту роль интеллигентный, с веселым огоньком в глазах Филипп, на мой взгляд, не очень подходит.
К минусам фильма можно отнести и плоские образы отрицательных персонажей – немцев и надсмотрщиков в лагере. Злодеям в фильме не хватает глубины и убедительности, часто из-за плохой игры актеров, их исполняющих. То же самое относится и к некоторым второстепенным персонажам из числа лагерников – на экране они получились гораздо более бледными, чем описаны у Солженицына. А ведь, казалось бы – покажи историю жизни каждого из них, так как она описана в рассказе – и хватило бы с лихвой на сто экранных минут, и выдумывать и добавлять ничего не пришлось бы.
Словом, идя на фильм, зритель должен иметь в виду – Глеб Панфилов сделал свое собственное произведение по мотивам знаменитого рассказа. Насколько это ему удалось – опять-таки, решать вам.