Об ушибленных валютным рынком

Представьте, что вы взяли кредит на развитие бизнеса. Половину прогуляли-пролюбили, на оставшееся что-то там сотворили. Но продукт не выстрелил. И теперь вы весь в долгах, по дому бродят приставы-исполнители, хищно приглядываясь к телевизору и айфону, а в мозгу стучит вопрос: кто виноват?

Вечный русский вопрос.


a_nalgin

По здравом размышлении вы приходите к выводу, что виноват… банк. Потому что кредит, который он вам выдал, — неправильный, ростовщический, грабительский по своей сути. Банк хотел на вас нажиться, а вы теперь должны страдать. А вот если бы он был нормальным кредитным институтом, то выдал бы вам правильный заём, инвестиционный, стратегически ориентированный. И тогда, конечно, у вас всё получилось бы.

Смешно и грустно? Или всё правильно?

Да, на бытовом уровне все мы понимаем абсурдность подобных рассуждений. По крайней мере, я надеюсь, что понимаем, и что понимаем все.

Когда же речь заходит о макроэкономике, такое понимание почему-то резко отказывает. Вот, как образчик.

Приток заграничных денег, которого ждут многие, как показал опыт, не принёс российскому финансовому рынку ничего, кроме разочарования. Дело в том, что львиная доля этих денег суть чисто спекулятивные (или «горячие») деньги, которые еще никого не сделали счастливыми. Поскольку таких денег в мире очень много сравнительно с ёмкостью нашего рынка, приток даже относительно незначительной суммы способен взметнуть наш рынок вверх — а затем, когда деньги уйдут, естественно, обрушить его вниз.

Из такого видения ситуации вытекают и рецепты.

Способ обуздания беспрепятственно летающих по всему миру «горячих» денег придумал американский экономист, лауреат Нобелевской премии Джеймс Тобин: он так и называется — «налог Тобина»… Это налог в 1% на все конверсионные операции с валютой — что особенно важно, и наличные, и безналичные. То есть любая валютообменная операция (рубль-доллар, доллар-рубль, рубль-тугрик и т. д.) — и в обменных пунктах, и на бирже, и на межбанковском рынке — облагается однопроцентным налогом. Это немедленно убивает любимое развлечение банков, которые постоянно перекладывают средства из одной валюты в другую, размещая их в облигации или на депозиты то одной, то другой страны ради выигрыша сотых долей процента доходности. Когда перевод денег из одной валюты в другую и обратно будет стоить 2%, то выигрыш долей процента станет явно бессмысленным занятием.

Ну и что, возможно, скажете вы: мало ли в России фриков, называющих себя экономистами! Если на каждого внимание обращать, никакой ёмкости серверов ЖЖ не хватит.

Но дело в том, что высказывающие такие идеи люди совсем не на периферии экономической деятельности, а в самой её гуще. Например, советник президента России Сергей Глазьев.

Сергей Глазьев призвал обложить так называемым налогом Тобина валютные операции на Московской бирже. Такой налог даже по ставке 1%позволит ежеквартально пополнять бюджет на 1 трлн руб., сказал он в четверг на заседании круглого стола по вопросам приватизации в Госдуме. По словам Глазьева, ежеквартальный объем валютных операций на Московской бирже достиг 100 трлн руб. Налог Тобина мог бы стать альтернативой приватизации крупных предприятий, считает советник Путина.

Не сказать, что сам по себе налог Тобина — экзотика. Обсуждали его и а ЕС, и в США. Но, во-первых, вменяемые экономисты предлагают совсем иные ставки — 0,1-0,005%. А, во-вторых, никто ещё не предлагал использовать этот сбор для фискальных целей, только для регулятивных, и то на время. Например, были предложения за счёт этого сбора создать специальный страховой фонд под эгидой МВФ, за счёт которого можно было бы выделять дополнительные средства для стабилизации валютных рынков развивающихся стран.

Но даже это предложение при всей его привлекательности не прокатило в итоге. И не потому, что сильно международное банковское лобби, но лишь потому, что такое налогообложение больше повредило бы экономике, чем принесло ей пользы. Интересующиеся могут перечитать экономические дискуссии 2009-2011 гг., где всё разложено по полочкам.

И только в России на плохих и хороших продолжают делить деньги, а не тех, кто их использует. Понимаю, что банальности про качество институтов набили оскомину. Но никуда не деться: без царя в голове даже совсем бесплатный и стопроцентно инвестиционный кредит не принесёт ни капли пользы. Сомневающиеся могут вспомнить, скольким людям помог, например, выигрыш в лотерею…

http://a-nalgin.livejournal.com/1106318.html