Некоторые европейские политики пытаются угрожать России отключением от SWIFT — от международной системы, при помощи которой банки пересылают друг другу деньги. Если нашим противникам удастся привести свои угрозы в действие, у российских банков и вправду появятся определённые проблемы.
Думаю, тут нужно сделать отступление и рассказать, что такое SWIFT и как он работает. Заранее прошу банковских работников простить меня за упрощения, которые я сейчас сделаю.
SWIFT — это, грубо говоря, закрытая система электронной почты, которая объединяет свыше 9000 банков из разных стран и около 1000 крупнейших международных корпораций. Когда один участник системы переводит деньги другому участнику, он просто посылает через SWIFT письмо: какую сумму и на какой счёт следует перечислить. Что важно, все письма фиксируются в системе, поэтому вероятность потери (или подмены) письма невысока.
Что будет, если нас — паче чаяния — отключат от SWIFT?
Для платежей по России существует, например, разработанная Банком России в 2010 году система ED501 — аналог SWIFT. Сейчас эта система активно используется только для обмена сообщениями с ЦБ РФ, однако никто не мешает при помощи этой системы осуществлять связь и между обычными банками.
Для платежей за рубеж (и обратно) можно будет воспользоваться старым добрым «Телексом», глобальной телетайповой сетью. Напомню, что именно с создания программы для подключения персонального компьютера к «Телексу» началась 25 лет назад империя 1С. Сейчас, конечно, «Телекс» уже не так популярен, однако в крупных банках он до сих пор иногда используется в качестве запасного варианта для работы.
Таким образом, даже в случае отключения России от SWIFT никакой катастрофы не произойдёт: крупные банки будут работать как работали, менее крупные в течение недели-двух подключатся к альтернативным системам и продолжат работать. Деньги нигде не зависнут: просто в течение переходного периода некоторые переводы будут идти не 2-3 часа, а 2-3 дня. Опыт Ирана, часть банковской системы которого была отключена от SWIFT в 2012 году, также показывает, что без SWIFT вполне можно обойтись.
В любом случае, я предполагаю, что SWIFT будет упираться всеми когтями, чтобы не отключать Россию. Собственно, уже сейчас SWIFT в довольно грубой форме объяснил Европарламенту, куда последний может засунуть свои рекомендации.
Причина такой жёсткости SWIFT понятна. Сейчас продолжается демонтаж существующей финансовой системы, которая завязана на долларе и на обслуживающих доллар институтах Западного мира. Одним из держащих эту систему столпов является как раз SWIFT. И если Россия будет вынуждена уйти из SWIFT, это станет весьма и весьма сильным ударом по доллару.
Скорее всего, будет произведён своего рода размен.
Вашингтон не будет настаивать на отключении России от SWIFT, давая тем самым России время создать удобную альтернативную систему, которая будет иметь отлаженные шлюзы на территорию китайских товарищей и к прочим нужным нам партнёрам.
Россия, в свою очередь, ещё два-три года будет активно пользоваться SWIFT, давая тем самым доллару шанс подышать немного перед неминуемой кончиной.
Обратите внимание: санкции снова оказывают на нашу экономику целительный эффект: теперь, когда Европарламент произнёс вслух слово SWIFT, разработка российской альтернативы резко ускорится, и все банки, которые могут смотреть в завтрашний день, не только оттестируют нашу систему со всех сторон, но и сдуют пыль со стоящего в дальней каморке «Телекса», чтобы уж точно не остаться в случае чего без связи.
Вообще, Запад стремительно теряет своё монопольное положение в финансовых сферах. Так, на днях министр финансов Антон Силуанов заявил, что уже к 2016 году начнёт работать Банк Развития БРИКС и будет создана альтернатива МВФ.
Там же министр сообщил, что у России, наконец-то, вызрела готовность избавиться от облигаций ряда стран, которые проводят сейчас враждебную по отношению к нам политику. Американские и европейские облигации будут, надо полагать, заменены на китайские и индийские.
Впрочем, скажу очередной раз, расслабляться пока рано. Ситуация в целом продолжает оставаться весьма тревожной. Так, например, текущее падение цен на нефть может означать, что мировая экономика уже нашпигована тяжёлыми кредитами до такой степени, что покупатели не могут позволить себе даже жизненно необходимые покупки.
Это плохой признак. Будем надеяться, что основанная на долларе мировая финансовая система просуществует ещё достаточно времени, чтобы Россия могла без особой спешки подготовиться к её неизбежному краху.