По слухам, объединитель Германии Отто фон Бисмарк, a.k.a. «железный канцлер», завещал потомкам никогда не воевать с Россией. Как вариант – никогда не трогать русских.
Современные историки, впрочем, за достоверность этого завещания не ручаются.
Так что различные «цитаты» на сей счёт, в изобилии распространяемые русскими патриотами, имеют своим источником, вероятно, полузабытый ныне роман Валентина Пикуля про дипломатическую победу Российской империи над Германской. Там подобная стилистика была в чести, отмечает блогер Андрей Нальгин.
Но есть в наследии Бисмарка ещё более пикантный момент относительно России.
Некоторые бисмарковеды полагают, что легендарный канцлер и впрямь не считал разработку планов войны с Российской Империей приоритетной задачей для германского Генштаба. Но вовсе не из боязни, что русских нельзя победить.
Эту задачу экс-гвардеец прусского батальона егерей, воочию наблюдавший поражение России в Крымской войне, вовсе не считал нерешаемой. На самом деле, рачительного «железного канцлера» больше всего волновала неподъёмная стоимость ассимиляции славянских земель, которые будут аннексированы Германией после победы (решать подобные проблемы геноцидом коренного населения в Европе XIX века считалось не комильфо).
В том, что это может оказаться и впрямь слишком дорогим, Отто фон Бисмарк убедился едва ли не на личном опыте, продолжает блогер (https://a-nalgin.livejournal.com/1718727.html). На гражданской службе, предшествовавшей дипломатической карьере, он увидел, что тех поляков, которые оказались под владычеством Пруссии, образцово германизировать не получилось, несмотря на все усилия и огромные казённые деньги.
А русские казались ему ещё более упрямыми и неподдающимися.
То есть не было у Бисмарка ни капли русофильства. Одни лишь прусские интересы, которые он впоследствии стал считать общегерманскими. Нечто подобное, кстати, мы наблюдаем и сейчас в отношениях с отдельными партнёрами…
Так в интересах ли России цитировать полувыдуманные слова «бешеного юнкера» из Померании?