Нефтяные разводы в уголовном деле саратовского депутата Малышева


Общественный деятель и бизнесмен приговорен к 3,5 годам заключения. До суда уголовное дело добралось лишь с шестой попытки.

Два месяца назад Октябрьский районный суд Саратова признал виновным в мошенничестве Владислава Малышева. Депутата Саратовской городской думы, бизнесмена, журналиста и общественного деятеля приговорили к 3,5 годам колонии со штрафом в доход государства в размере 500 тысяч рублей (приговор в законную силу еще не вступил). Уголовное дело трижды прекращалось за отсутствием состава преступления, еще трижды возвращалось следствию в Прокуратуру Саратовской области для проведения дополнительного расследования в виду отсутствия доказательств вины общественного деятеля.

И вот его вину не только нашли, но и довели дело до обвинительного приговора. Однако, изучение материалов слушаний в суде приводит к страшному выводу: на месте Владислава Малышева мог оказаться практически любой российский бизнесмен.

ЖЕРТВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЗАЩИТИЛА ОБВИНЯЕМОГО

Чтобы понимать историю взаимоотношений Малышева с правоохранительной системой необходимо вспомнить другой факт. В 2010 году на предпринимателя было совершено покушение: неизвестные перерезали молодому человеку горло от уха до уха. В тяжелейшем состоянии, без сознания его доставили в реанимацию, где экстренно прооперировали. Врачи практически вытащили Малышева с того света. В ходе расследования преступления следствием в качестве исполнителя покушения был пойман наркоман-алкоголик Сергей Солодилов. Владислава Малышева пытались убедить, что именно он являлся преступником. Однако предприниматель хорошо запомнил нападавших, которые совершенно не походили на Солодилова, и потому отказался давать показания против обвиняемого. Тем не менее, наркоману предъявили обвинение, и уголовное дело дошло до суда.

Дело получилось резонансным и даже скандальным, Малышев встал на защиту подсудимого, нанял ему адвокатов. В ходе процесса были выявлены многочисленные фальсификации доказательств вины Сергея Солодилова. Например, одной из важнейших улик считалась куртка обвиняемого со следами крови Малышева. Но экспертиза показала, что эта кровь появилась на одежде лишь через несколько дней после покушения. В итоге прокуроры отказались от обвинения в зале суда, и Солодилов был отпущен на свободу.

Правда, Малышев на этом не успокоился и попытался привлечь к ответственности правоохранителей, «состряпавших» дело Солодилова. Он обратился с открытым письмом к министру внутренних дел России Колокольцеву, от которого потребовал наказать виновных в подтасовке фактов. При этом назывались фамилии и рядовых следователей и первых лиц ГУ МВД Саратовской области, курировавших расследование уголовного дела. Например, ставился вопрос о соответствии занимаемой должности начальника ГУ МВД по Саратовской области Сергея Аренина. Из Москвы приехала проверка, но никого по-настоящему не наказали. Параллельно с этим газета «Резонанс», издаваемая Малышевым, запустила проект «Право на бесправие», в рамках которого простые люди делились с журналистами своими историями о полицейском произволе.

СТРОПТИВЫХ НАКАЗЫВАЮТ?

Что произошло дальше? Правильно: строптивый Владислав Малышев сам оказался обвиняемым.

Справедливости ради скажем, что уголовное дело против бизнесмена тянулось с 2007 года с переменным успехом. Как мы уже говорили, дело то прекращали за отсутствием состава преступления, то снова возбуждали. Но с весны 2012 года правоохранительные органы взялись за предпринимателя вплотную.

Правда, даже сейчас оно выглядит весьма странным…

По данным следствия, в 2005 году бывший гендиректор топливного предприятия «Богородскнефть» Владислав Малышев похитил 11,9 млн. рублей, которые принадлежали компании. Деньги ушли на счета московской фирмы «Эталон» будто бы за поставку нефти.

«В ходе предварительного следствия было установлено, что «Эталон» оказался фирмой по «обналичиванию» денег, но все финансовые документы и платежные поручения о перечислении средств на счет этой фирмы подписывали главный инженер и бухгалтер «Богородскнефти». Изначально они были обвиняемыми по данному делу, но потом их перевели в свидетелей и они стали давать показания против господина Малышева, при этом их показания стали противоположными тем, которые давались ими ранее», — так описывал главную коллизию судебного процесса «Коммерсант».

Больше того. В этой сделке подписи бизнесмена нет ни в одном документе. Но управленцы компании, которые подписали бумаги на перечисление денег, изменили показания и начали свидетельствовать против бывшего шефа. И если бы они этого не сделали, то сами сели за решетку.

Настоящей нелепицей выглядят как официальная версия преступления в целом, так и показания ряда свидетелей обвинения. Главный бухгалтер фирмы и главный инженер заявили, что подписали платежное поручение ООО «Эталон» по просьбе Малышева, не проверив подлинности документов, а исполнительный директор и вовсе легко подмахнул свою подпись задним числом.

Получил ли Малышев деньги? Вопрос тоже неоднозначный. Согласно версии следствия предприниматель, решив «обналичить» 11,9 млн руб. обратился за помощью к перевозчику нефти Андрею Марцину через своего «водителя» Алексея Скоробогатова, а тот уже нашел посредников для совершения незаконной операции. Никто из этих посредников Малышева не знал, поэтому, хотя они и подтвердили в суде сам факт «обналички», но о причастности к ней гендиректора «Богородскнефти» ничего сказать не смогли. Об этом мог сказать только Марцин. И он подтвердил, что, действительно, просьба была, и что «обналиченные» средства он передал обратно Скоробогатову.

«Вот только сам Скоробогатов, как и Малышев, все отрицает – цепочка передачи денег на этом обрывается, — удивляются журналисты саратовской интернет-газеты «Четвертая власть». — Выходит, что, если «обналичивание» на самом деле было, то оно начинается с перевозчика нефти Марцина и Марциным же заканчивается. Разве у этого человека нет причин для оговора Владислава Малышева? Да сколько угодно, человек открыто признался в преступлении, но почему-то вместе с главбухом, главинженером и исполнительным директором избежал наказания, оставшись в статусе свидетеля».

На суде адвокаты пытались выяснить у свидетеля, почему Малышев обратился именно к нему с такой щепетильной просьбой, ведь они не были приятелями, не находились в доверительных отношениях. Неужели гендиректор «Богородскнефти» не мог найти более верных людей для совершения преступления? Марцин являлся всего лишь одним из перевозчиков нефти в фирме депутата. Свидетель так ничего и не смог внятно ответить. Судья в своем приговоре также никак не оценил этот момент. На нестыковки в деле указывали следящие за процессом члены совета по правам человека при президенте России Сергей Пашин и Мара Полякова. Местные общественники говорили об уголовном преследовании Владислава Малышева на круглых столах. В адрес генпрокурора Чайки с требованием разобраться в ситуации обращались президент Фонда защиты гласности Симонов и секретарь Союза журналистов России Гутионтов. Сам подсудимый открыто заявлял, что инициатором его преследования стали саратовские правоохранительные органы, недовольные его помощью Солодилову, его правозащитной деятельностью в газете «Резонанс». Об этом он заявил и выступая на процессе с последним словом, в котором назвал имя преследователя — начальника ГУ МВД Аренина. В итоге Малышев получил обвинительный приговор.

Судья посчитал, что у свидетелей обвинения нет мотивов оговаривать Малышева, потому их показания достоверны. Соответственно, показания порядка 40 свидетелей защиты недостоверны.

ГУМАНИТАРНЫЕ КОНВОИ В НОВОРОССИЮ

Несмотря на то, что Малышеву пришлось закрыть газету, он продолжал выражать свою гражданскую позицию, заниматься благотворительностью. По его инициативе и на его средства из Саратова в Новороссию было отправлено пять гуманитарных конвоев с медикаментами, хирургическими инструментами, генераторами, продуктами питания. Поблагодарить мецената за оказанную помощь в Саратов приезжали лидеры Новоросссии Олег Царев и Александр Кофман. По словам руководителя организации «Добровольцы Росссии» Яны Лантратовой, благодаря этим конвоям Саратов стал лидером среди городов по оказанной помощи. Даже сейчас, когда Малышев сидит в СИЗО, из Саратова отправилась очередная партия гуманитарного груза общим весом 40 тонн, на этот раз продовольствие – консервы, крупа, сахар.

Всего в ходе следствия и суда депутат провел под домашним арестом более 2 лет, сам суд длился год. Сейчас Малышев находится в СИЗО, где ждет начала рассмотрения апелляции в суде Саратовской области.