Успехи отечественной науки, или Круговорот ученых в эпоху сырьевой экономики

Как известно, перед отечественными вузами поставлены задачи войти в список самых-самых, для чего им нужно в первую очередь многократно повысить число публикаций в наиболее крутых импортных научных журналах.

Для достижения этой цели было сделано самое главное. Было сказано: «Надо, Федя, надо!».

Ну и в качестве руководителей отечественной научной мысли поставили бухгалтеров, чтобы считали, сколько статей опубликовано, пишет блогер uborshizzza.

В смысле: Ученые должны ежемесячно отчеты подавать, у кого сколько статей опубликовано, а бухгалтеры это просуммируют.

Итак, цели догнать и перегнать по числу публикаций на одно научное или преподавательское рыло поставлены. Тех, кто это не выполнит, обещано гнать известно какими тряпками. При этом догонять надо с учетом сложившихся традиций, среди которых:

— Структура налогообложения в стране такова, что промышленность не заинтересована в наукоемких производствах.

— Идет резкое сокращение числа научных ставок. При декларируемом увеличении окладов фактически увеличения объема финансирования не происходит, из-за чего научные работники переходят на половинки и четвертинки ставок.

— У отечественных профессоров норма аудиторной нагрузки – 900 часов в год, у зарубежных – 200. Профессор наукой занимается в свободное от занятий время, если оно, конечно, есть.

— Увеличены размеры групп, фактически многие занятия надо проводить теперь с половинкой группы.

— Практически полностью отсутствуют вспомогательные и технические работники, все эти инженеры и лаборанты.

— Выделяемые на науку деньги начальство тратит исключительно на строительство и закупку дорогостоящего оборудования, а расходные материалы и реактивы предлагается закупать исследователям из своего кармана.

Но что самое смешное – то, как вузы выкручиваются из сложившейся ситуации.

Самое главное – очень жесткий прессинг сотрудников. Однако только за счет него выкрутиться не получается. Многие преподаватели просто не способны проводить научные исследования на высочайшем уровне, однако их на работу брали не за этим.

Они если что-то делали в рамках подготовки кандидатской, то на заре туманной юности, после чего их загрузили преподавательской работой, они честно везли этот тяжкий груз, а теперь к ним вот такие предъявы.

Конечно, можно их типа уволить, чтобы набрать тех, кто и преподает, и статьи пишет, однако где их взять после стольких лет держания научной братии в черном теле?

Очень смешно, что эти претензии на уровне «не менее 2 статей в журналах списка Scopus первых двух квартилей в год» предъявляется всем без исключения, в том числе преподавателям физкультуры и английского языка.

Людей, которые публикуются, немного, им нужно своей публикабельностью закрыть всех и преподавательскую нагрузку с них никто не снимал.

В результате вузы стали осуществлять две программы.

Первая – выращивание молодых научных кадров. Студентов-аспирантов стараются привлечь к научной работе, помогают им выучить английский язык, отправляют в стажировки за границу.

Вторая программа – это привлечение импортных профессоров. Ищутся профессора с хорошей публикационной активностью, им предлагается контракт с зарплатой выше, чем была у них. Они переезжают сюда в служебную квартиру, немного ведут занятия у тех студентов, которых натаскивают на науку, и параллельно обеспечивают повышение публикабельности.

Практически это делается так – пишешь статью, отдаешь ему. Он вписывает себя в авторы и пристраивает в журнал со знакомой редколлегией.

Вот, к примеру, сейчас в один из институтов (сменивших факультеты) входит две кафедры, моя (12 преподавательских ставок) и еще одна, на 4 ставки. Помимо этого за этот год у нас в этот самый институт в качестве професссоров принято:

— немецкая пара, очень милые люди,

— милая испанка из-под Барселоны,

— наш бывший из университета Дюка.

Мне начальством дано задание – найти еще пару иностранных профессоров с лохматым Хиршем, вступить с ними в переписку и склонить к переезду в нашу гостеприимную и хлебосольную страну, продолжает автор блога (https://uborshizzza.livejournal.com/5027585.html).

Я исключительно за эту пресловутую академическую активность. Только хорошо, что ученые из разных стран туда-сюда шастают и обмениваются идеями. Однако сейчас получается очень забавная ситуация:

— У нас отечественным ученым и профессорам платят очень немного, при этом приглашают иностранцев на очень хороших условиях.

— У нас готовят научную молодежь, чтобы она с самого начала знала языки и имела зарубежные контакты, однако с учетом того, что предлагается сейчас для ученого или преподавателя вуза (как по зарплате, так и по отношению к себе) – все эти молодые, образованные и мобильные в России на останутся, а уедут в знакомые зарубежные лаборатории двигать науку там.

В результате с отечественной наукой происходит то же, что и с экономикой. После встраивания в мировую экономику в качестве сырьевого придатка мы задешево продаем свое сырье, после чего задорого покупаем продукцию его переработки.

Однако с учеными получается еще смешнее. За нефть, газ и зерно мы получаем хоть какие-то деньги, а с научными кадрами – мы учим их за свой счет, после чего они уезжают и достаются Западу бесплатно, а мы потом выписываем себе «ученых немцев».

Этакий вот круговорот ученых в природе, подытоживает uborshizzza.