«Прямая линия» с президентом: выводы и перспективы

«Прямая линия» с народом, после неоднократных отсрочек, вчера наконец-то состоялась. Давайте кратко проанализируем суть ответов Владимира Путина.

Рецессия якобы преодолена и начался, пусть и небольшой, но все же экономический рост, уверенно заявил Владимир Путин. Правда, показатель этого «роста» – 0,7%, т.е. в пределах статистической погрешности, и совершенно не чувствителен. Далее Путин констатировал, что инвестиции в основной капитал выросли аж на целых 2%. Но здесь явное лукавство – теперь в России, в подсчет этого показателя, входят вложения государства в производство вооружений и военной техники. Хотя нигде в мире эта статья расходов (военная) не входит в понятие инвестиций в основной капитал (а это заводы, оборудование, станки, инфраструктура). Соответственно, подобные «достижения» можно игнорировать.

Президент верно подметил, что структура экономики и производительность труда его не устраивает. А что же тогда делали в 2000-2014 гг., когда денег от экспорта нефти, газа и прочего сырья было более, чем достаточно? Но вместо закупки нужных технологий и оборудования, проведения новой индустриализации, сверхсредства разворовывались, уходили на Запад и на Восток в офшоры, распылялись в имиджевых проектах и т.п. Правда, слегка угождали электорату, закупая импортные шмотки, машины, бытовую технику и компьютеры. Теперь денег нет, так что поздно пить боржоми… Нельзя проедать страну безнаказанно вечно.

Президент призвал повышать качество и производительность труда. Но каким образом русские промышленники, не имея дешевых кредитов и налоговых льгот, как на Западе, или в Китае, исполнят эти прихоти? Разве что рабов заводить, и не платить им зарплату.

Дальше Путин констатировал, что народ Российской Федерации живет очень плохо, но виновного не назвал. Большинство вопросов людей на прямую линию касались одной темы: как выжить на нищенские доходы при высоких ценах и тарифах? Учитель из Астрахани назвал свою зарплату в 7 тыс. рублей, пожарный из Саратова — 9 тысяч, медсестра с Приамурья — 10 тысяч… Ответов на эти вопросы не последовало, кроме выражения вечной озабоченности. Да и как могут регионы, с чьих бюджетов выделяются деньги врачам или учителям, что-то индексировать, если они утонули в нищете, откармливая Центр? Федеральная власть навалила на регионы обязательства выплачивать зарплаты, отняв все доходы и налоговые поступления. А новые налоги и поборы лишь уничтожают реальный сектор, тем самым обескровливая потенциальные источники доходов в казну.

Зато Путин привел в качестве успеха возрастающий экспорт российского зерна. Однако это тоже сырье – только сельхозназначения. Поэтому радоваться продажам низкопередельной продукции нечего. Умные турки закупают у глупой РФ зерновые и производят из них муку и макаронные изделия. А затем продают их по миру с гораздо большей стоимостью, зарабатывая в разы больше, чем РФ от экспорта. Ибо это уже не сырье, а готовая продукция. Зато можно уверенно констатировать, что рынок сельхозмашиностроения рушится – у фермеров и КФХ нет денег на покупку комбайнов и тракторов. Зерна вывозим много, а зарплаты аграриев нищенские.

Чего мы не услышали на прямой линии? Стратегической программы вывода страны из кризиса, Образа Будущего России. Вместо этого звучали ответы на просьбы о починке протекшей крыши, ликвидации несанкционированной свалки, выдаче пособия пострадавшей от паводка семье. Это больше напоминает уровень управдома, нежели главы государства. И если на местах люди страдают, и вынуждены идти с челобитными к царю, то такая система-вертикаль откровенно нежизнеспособна.

Пока шла прямая линия, США приняли новый пакет санкций против РФ. Он предусматривает удушение «Газпрома» и прочего российского ТЭКа с помощью блокировки инвестиций, кредитов и технологий. Американцы и европейцы повторяют на новом уровне петлю Рейгана. В 1980-е США умело сократили доходы СССР, стимулируя рост его бесполезных расходов. Как итог – распад второй по значимости империи мира. Ну, а РФ на фоне СССР – всего лишь удручающее недоразумение. Так что финал, судя по всему, не за горами и к нему нужно быть готовым.