Московский

Монитор
Понедельник, 16 Декабря 2019 08:31
Общество

Ребенок в стиле «пришествие антихриста»

0
29 сентября 2019 г. 17:31
Алексей Рощин
Ребенок в стиле «пришествие антихриста»

Можно ли сравнить шведку Грету Тунберг с Самантой Смит из США и с Катериной Лычевой из СССР — детьми, которые гремели своей «борьбой за мир» в 1980-е годы прошлого века? Тогда все боялись войны, сегодня переживают за экологию… Но нет, вряд ли. Достаточно просто сопоставить образы. Что Саманта Смит, что наша Катя Лычева — обе были прежде всего чрезвычайно милыми и симпатичными девчонками, вызывавшими умиление у всего мира. Как здорово они улыбались!


Катя Лычева и Саманта Смит

Если разобраться, и Саманта, и Катя были в первую очередь фигурами примиряющими и объединяющими; взрослые смотрели на них, слушали их по-детски наивные речи в духе «мы не хотим войны, мы хотим играть и веселиться» - и даже самые злобные и заскорузлые «ястребы» с обеих сторон как-то оттаивали и добрели душой, думая - «а и вправду — зачем враждовать?»


В честь Саманты Смит в СССР даже выпустили почтовую марку

И совсем не то — нынешняя Грета. Тут у нас фигура не умиляющая и не примиряющая, отнюдь! Грета обвиняет и уличает, она провоцирует во взрослых чувство вины, стыда и даже страха. Лычева и Саманта Смит — несколько приторно, но искренне — были чем-то вроде ангелов для ощетинившегося ракетами мира, несли в себе однозначно позитивный заряд. А вот Грета, если и ангел — то ангел карающий, ангел непримиримый. А скорее она похожа, конечно, на чертовку.

Так что нет, никакой преемственности у Греты с ангелочками Самантой и Катей не прослеживается вовсе. А с кем же тогда? Откуда взялся тот образ, в котором «работает» Грета Тунберг — ведь, несмотря ни на что, образ у нее очень узнаваемый?

На самом деле, надо просто посмотреть чуть дальше вглубь; не в 80-е, а в 70-е «застойные» годы. Если предположить, что демоническая Грета возникла не сама по себе, что у нее как у общественного (и теперь — почти всемирного) явления были свои режиссеры, авторы и продюсеры — мы легко обнаружим в 70-х годах прототипы ее образа, то, чем «авторы» Греты (с ее вечно перекошенным, злым и недовольным лицом) вдохновлялись.

Без сомнения, они «лепили» ее образ с двух основных источников (бывших в чрезвычайной моде 40 лет назад): это, с одной стороны, фильмы про детей, одержимых дьяволом (самый известный — знаменитый «Экзорцист» Уильяма Фридкина), и, с другой стороны — фильмы про ребенка-Антихриста (самый знаменитый - «Омен»). Просто посмотрите на фотографии тех самых детей из упомянутых культовых фильмов:


"Экзорцист" (У.Фридкин) - героиня, одержимая дьяволом


Плакат фильма о ребенке-Антихристе



А вот сама Грета. Не правда ли, похожа?

Грета Тунберг однозначно работает в образе Антихриста. Отсюда ее впечатляющая интернациональность и всеохватность (она давно уже забыла про родную Швецию и «борется за экологию» в масштабах планеты, не меньше; ну так ведь и Антихрист из легенд и фильмов тоже не собирался размениваться на мелочи и тоже хотел действовать в планетарном масштабе!) Главная черта «образа Антихриста» в фильмах (из-за чего он и является таким притягательным для зрителей) — как раз сочетание несочетаемого: с одной стороны, перед нами ребенок, то есть по определению нечто маленькое и умилительное; а в то же время — этот ребенок реальный монстр, с абсолютно взрослой злобой и нетерпимостью, с неимоверными амбициями и страстью заставить весь мир плясать под свою дудку. Ну, разве это не Грета?

Образ Антихриста, да еще в виде ДЕВОЧКИ — это настоящий постмодернизм, любое жюри любого «продвинутого» кинофестиваля было бы в восторге от замысла. Разница лишь в том, что Грета и ее кураторы разыгрывают свой спектакль не на экране, а в реальной жизни. И это, признаться, несколько пугает.

Впрочем, у оптимистов есть лазейка: они могут попробовать поверить, что Грета — никакой не Антихрист, а просто-напросто девочка, одержимая дьяволом. В этом случае, без сомнения, у мира несколько больше шансов.

Источник: https://sapojnik.livejournal.com/3040102.html

AnaRender