Убогая жизнь российского села

Как живется в селе Курской области? Хорошие ли дороги, есть ли работа, какие зарплаты, процветает ли хозяйство? Ответы не самые утешительные.

Я отправился в Курскую область. Выбрал два села: Каменка и Павловка. Сёла большие и относить их к глубинкам я бы не стал.

Село Каменка. Численность населения около 700 человек. Самая большая улица протяженность почти 5 км. Село большое. В селе находится полуразвалившаяся церковь Покрова Пресвятой Богородицы, включена в список выявленных объектов культурного наследия. Сам храм был построен в 1893 году. В 1929 году церковь была закрыта и использовалась под зернохранилище.

Я первый раз увидел, чтоб церковь такого масштаба располагалась, прям по центру колхоза. Я там встретил местного жителя, наверное сторож. На заброшенном колхозе стоит старый сарай, там временно хранят свеклу.

— Это был один из успешных колхозов района. Потом все колхозы скупила частная компания, всё уничтожила, работы на селе нет. Зарплату уже три месяца не платят. А куда идти… другого варианта нет. А детей кормить надо. Рассказывает мне местный сторожила. А какая зарплата у Вас, спрашиваю я. Зарплата у меня 6300, отвечает мне сторожила.

Надежда на то, что придёт какой-либо эффективный собственник — маловероятно. Опыт других сёл показывает, что инвесторы со стороны редко когда нацелены на нормальное производство сельхозпродукции, часто плохо разбираются в сельском хозяйстве. Известно много случаев, когда с появлением инвесторов хозяйство окончательно распадалось. Берут кредиты, получают субсидии и спустя год банкрот, чемодан, Кипр… По моему мнению, инвесторов можно привлечь, когда хозяйство в селе ещё стоит на ногах.

В новой России совхозы-колхозы стали не рентабельными, посчитали околофинансисты.

Самая большая улица (протяженностью в 5 км) никогда асфальта не видела. Каждый год обещают положить, но ответ один «денег нет». Когда-то это был большой населённый пункт с процветающим сельским хозяйством. Раньше на селе был колхоз, сейчас от него остались одни руины.

— как сюда может проехать скорая помощь, после дожди, да никак. Жалуются мне местные жители.

— Вон бабушка недавно умерла, так на повозке хоронили, автомобиль застрял и такое часто. Говорит другая бабушка.

Чтобы купить хотя бы хлеб, старикам приходится идти по грязи несколько километров. Звонили, просили, писали уже во все районные и городские инстанции, рассказывает бабушка. Легковые машины здесь проехать могут только три летних месяца, если конечно дождя нет. Всё остальное время не дай Бог заболеть.

— раньше пришёл в сельский совет и мог получить любую справку. А сейчас сельские советы объединили, полномочия забрали и чтоб получить справку (например о смерти) нужно ехать в город. А это 50 км от нас, накладно нам. Общественный транспорт перестал ходить, поэтому вынуждены ездить на такси, а это 500 рублей в одну сторону и 500 рублей в другую сторону, итого целая тысяча. А у меня пенсия 7600… Жалуются местные жители.

— так приходится по 2 раза ездить за справкой. То через какой-то там интернет нужно зарегистрироваться, то приехала не в приёмный день, то время приёма истекло, то он занят. Эх, раньше такого не было. Раньше чиновники людьми были, а сейчас вообще подлюки стали. Вообще перестали в нас людей видеть. Какие там правила сами пишут, чтоб попасть на приём, раньше было проще, раньше мы сами выбирали старшего не селе. Ну какой интернет у нас? Да если бы и был, мне 76 годов… Жалуется бабушка Нина.

В селе очень много заброшенных домов.

Здесь свой ритм жизни, свои радости и трудности. И живут здесь трудолюбивые и душевные люди. Каждый вечер они собираются вот на этом месте и просто поют песни, обсуждают, как прошёл день и что нужно сделать завтра.

В селе есть два магазина.

В селе есть школа. Обучается в ней почти 30 детей. Буря образовательных реформ, разрушительным смерчем пронёсшаяся по всей русской провинции, обошла их школу стороной.

Зарплата учителя 7800 (ставка), в итоге получается около 12 тысяч — говорит мне учительница школы.

А вчера власть заявила о том, что зарплата врачам и учителям повышаться не будет — денег нет. Зарплаты в муниципальных сельских учреждениях — откровенно нищенские.

Школу топят углём.

Как там по России1 говорят «Газпром — лидер поставок газа в Европу»

Расходы на ремонт здания, устройство интерьера клубных учреждений бюджету не нужны, это трата денег, которых в муниципальных кошельках и так не хватает. Да и зачем изводить деньги на вещи, которые бюджету не нужны?! Неужели, чтобы произвести впечатления на людей, которых бюджет не выносит?! То есть посетителей клубов, а ещё конкретней, жителей села… В итоге получается, что село имеет ту культуру, какую ему финансируют. Иначе говоря — никакую! Это значит, что сельские клубы и дома культуры так и будут пребывать в состоянии «вечного анабиоза». Сами они не в силах выдавить из себя родимые пятна социализма — нищету. Это не коммерческие заведения — упаси Вас гнаться в их стенах за прибылью, как это делается сейчас.

Что ж, тогда зададимся вопросом: а нужны ли сегодня вообще сельские клубы и дома культуры? Может, пустить им контрольный выстрел в голову и дело с концом?

Я снимаю шляпу перед работниками этого сельского клуба. Они буквально недавно сделали ремонт, своими силами и за свой счёт! В этой сельском клубе нет газа… очень холодно! Вы возможно, будете удивлены, но каждую субботу здесь проходит дискотека. Много молодёжи сюда приезжает? спрашиваю я. Летом много ребят и девчат, 80 человек точно будет. Отвечает мне женщина. Сейчас холодно, но молодёжь приходит и танцует, а куда им идти ещё, город от нас далеко расположен. К нам из соседних сёл едут, мы стараемся работать не до 23.00, а хотя бы до часа ночи, пусть молодёжь танцует. Здесь она под нашим присмотром — отвечает мне директор сельского клуба. Есть у нас одна проблема, нет газа, поэтому сыро здесь, вон вся цветомузыка сгорела и магнитофон, так я у сына музыкальный центр прошу — жалуется мне женщина.

Заработная плата 8 тысяч рублей…

Это ФАП (фельдшерско-акушерский пункт). Местные жители переживают что его могут ликвидировать, как это сделали в других сёлах. Поддержка молодых семей, начинающих специалистов, аграриев в селе — какие только программы не презентует нам, демонстрируя особое внимание к русской деревне. Но порой складывается впечатления, что некоторые чиновники, говорящие с высоких трибун о развитии села, в этих сёлах никогда не были.

Потом я решил заехать в село Павловка. Село большое, численность примерно около одной тысячи человек.


Вот так выглядит дом культуры. Здание нуждается в ремонте,

иначе через пару лет оно просто рухнет

Чем меньше становится работы, тем больше желание местных жителей уехать. Вопрос один, куда и за какие средства…

Я поднимал тему о политике, Крыме и В. В Путине. Мнение практически одно у всех «много говорят, много обещают, выборы прошли и всё забыли». К чёрту эту политику, иной раз включаешь телевизор аж противно слушать — говорят местные жители этих сёл.

Да скажу честно, на селе мало кого интересует политика, тут и своих проблем и хлопот хватает. Люди пытаются выжить самостоятельно, кто-то уехал на зароботки, кто-то занимается личным подсобным хозяйством, кто-то просто прожигает жизнь. Понятно, что в таких сёлах молодёжь остаётся неохотно, сельчане, которые удачно устроились на стороне, спешат уехать из села. Кто же остаётся в селе — это пенсионеры, работники бюджетной сферы и владельцы ЛПХ. По понятным причинам о пенсионерах я здесь речь не веду, бюджетная сфера — дело временное, остаются только ЛПХ.

Я думаю на все Ваши вопросы ответил, кратко и ясно. Об этом можно писать сколько угодно, об этом можно говорить постоянно, только толку мало. Только в одном я чётко уверен, село должно жить, а не бороться за выживание.

Источник:http://www.livejournal.com/magazine/506275.html