Велосипед в Москве

Не нужно крайностей. Две полярные точки зрения «Все велосипедистам» и «Ничего велосипедистам» глубоко ущербны. Одно время, езда на велосипеде была практически невозможна в Москве, сейчас власти предпринимают серьезные попытки дать больше возможностей кататься на велосипеде. Это правильно…

Но необходимо понимать, что все-таки сегодня Москва в целом не является приспособленным для массового велодвижения городом.

Надо также понимать, что служить ТРАНСПОРТНЫМ целям велосипед в Москве может только для весьма ограниченной и немногочисленной в масштабах мегаполиса группе людей. Причем только в сезон катания, условно: май-сентябрь. Более того, сейчас резко выражен культурно-досуговый и спортивный уклон использования велосипедов, а не транспортный! Поэтому меры по развитию велосипедной инфраструктуры не должны существенно ухудшать положение пешеходов и автомобилистов. Вместе с тем, конечно, нужно постепенно делать город более дружелюбным и удобным для использования велосипеда — и это делается! Но это не делается одномоментно. Это надо понимать.

В связи с этим следует пересматривать роль пропаганды велодвижения. Сначала это было полезно. Ибо в нашей брутальной:) стране устойчиво бытует мнение о некоей легкомысленности езды на велосипеде. Все что должна была сделать пропаганда — это сломать этот мнение и сформировать более лояльное… И эта задача выполнена! Но, на мой взгляд, сейчас есть некоторый перебор. Столь акцентированные призывы к катанию на велосипеде, велопарады и т.п. выводят на улицы города излишне много велосипедистов. Причем, скажем так… с немного неправильными установками. Велосипедисты сейчас массово (подчеркиваю это слово) нарушают правила движения, ведут себя так, как только им удобно. Им мешают и пешеходы, и автомобили. Верно и обратное — велосипедисты сами мешают всем.

Также (как и часто в пропаганде) произошло злоупотребление противопоставлением автомобиля и велосипеда — в результате зародилась иррациональная ненависть!… Все это не способствует гармоничному развитию. А также подвергает риску самих велосипедистов. Короче, не надо перебора! Баланс надо соблюдать. Особенно в условиях объективной неготовности Москвы к массовому велосипедному движению. Да и надо ли это? Цель должна быть простая — люди, которые ХОТЯТ использовать велосипед, должны иметь такую возможность. Чрезмерно стимулировать этот процесс — излишне.

Сначала инфраструктура — потом велосипед! Так и только так. И надо понимать, что инфраструктура — это не только велодорожки. Это и смена уклада жизни. Изменение структуры занятости. Я уверен, что физически здоровые люди с удовольствие проедут 5-7 км до работы по безопасным дорожкам, не пересекающимся с автомобильными дорогами и магистралям… и уверяю, они это сделают как только будут для этого условия! Но вот призывать использовать велосипед на расстояния >10 км при необходимости постоянно ездить по автомобильным дорогам, протискиваться через толпы пешеходов и т.п. «удовольствия»… Зачем это надо? А иначе сегодня никак не получится!

Можно привести слова одного из главных идеологов городского велосипеда и по совместительству мэр Лондона Бориса Джонсона. Он любит повторять: «Нет никакого смысла поощрять десятки, сотни тысяч людей пересаживаться на велосипеды, если для них увеличится опасность погибнуть на дороге или получить серьезную травму».

В связи с этим выражаю надежду на гармонию, взаимоуважение людей друг к другу (будь они на велоиспеде, автомобиле или пешком) и привожу некоторые советы бывалых велосипедистов по обеспечению безопасности:

Как безопасно ездить на велосипеде? Просто следуйте этим простым советам:

1. Велосипедист прав, пока жив.

В любой экстремальной ситуации тормозите, даже если оппонент нарушает ПДД. Ваша главная цель на дороге – обеспечить собственную безопасность, а не доказать что-то окружающим.

2. Пьяный велосипедист на проезжей части – мёртвый велосипедист.

3. Есть глаза – есть тормоза. Внимательно следите за обстановкой и никогда не убирайте указательные пальцы с ручек тормоза.

4. При резком торможении всегда используйте ОБА тормоза. Научитесь экстренно тормозить до того, как начнёте ездить по проезжей части, и регулярно тренируйте этот навык. Однажды он спасёт вам жизнь.

5. Никогда не пересекайте пешеходный переход верхом на велосипеде. Слезть с велосипеда – дело пары секунд. Травма в случае ДТП отберёт у вас гораздо больше.

6. Перед выездом на дорогу надевайте шлем. Он кажется лишним и ненужным до первого удара головой об асфальт или низко висящую ветку дерева.

7. Подавайте сигналы окружающим. Перед поворотом, перестроением или объездом препятствия обозначьте ваш манёвр, подняв вытянутую руку вбок. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

8. Не полагайтесь на зеркала. Убедитесь визуально, что сзади и сбоку нет помехи. Повернуть голову – это очень просто, правда?

9. Будьте заметным на дороге в тёмное время суток. Езда без заднего фонаря и светоотражающих элементов смертельно опасна.

10. Задний фонарь ночью должен гореть постоянно, а не мигать. Яркие вспышки мешают водителю оценить реальную дистанцию и вашу скорость.

11. Вас должно быть видно ночью и сбоку: используйте катафоты или фликеры на одежде.

12. Не слепите встречных водителей и пешеходов. При выезде на дорогу общего пользования направьте ваш яркий передний фонарь вниз.

13. Соблюдайте боковой интервал. Столкновение с резко открытой дверью автомобиля – одна из главных причин травм велосипедиста в городе. Поездка со скоростью 40 км/ч вдоль припаркованных автомобилей – очень плохая идея.

14. Никогда не двигайтесь в «слепой зоне» едущего слева автомобиля. Водитель в любой момент может принять решение припарковаться у тротуара и сбить вас, не заметив.

15. Никогда не двигайтесь между рядами. Или вас задавят. Компенсировать урон другим участникам движения в этом случае тоже предстоит вам.

16. Руки должны быть на руле. Никогда не разговаривайте во время поездки по телефону. Используйте гарнитуру.Иначе вы лишаете себя возможности совершить манёвр или затормозить.

17. Громкая музыка в наушниках помешает вам услышать звук клаксона или визг шин сзади. Если жизнь без звукового сопровождения для вас невыносима, лучше использовать беспроводную колонку.

18. Двигаясь по тротуару, помните – приоритет движения остаётся за пешеходом. Поезжайте с пешеходной скоростью или сместитесь на проезжую часть. Использование звукового сигнала на тротуаре с целью «разогнать пешеходов» — хамство, не имеющее оправдания.

19. При езде по городским велодорожкам запаситесь терпением. Столкновение с пешеходом чревато травмой и для велосипедиста.

20. Следите за детьми на дороге, тротуарах и в городских парках! Малыши не виноваты, если их родители – идиоты, и могут серьёзно пострадать при наезде. Особенно велика вероятность сбить ребёнка на самокате.

21. Не стесняйтесь делать замечания невоспитанным людям, но будьте подчёркнуто вежливы. Агрессия и грубость порождают лишь встречные агрессию и грубость.

22. Садясь на велосипед, будьте готовы к падениям по своей вине или вине окружающих. Нет на свете профессионалов, которые никогда не падали с велосипеда. Тот, кто утверждает обратное – лжёт.

23. ПДД едины для всех. Правила дорожного движения написаны кровью. Потратьте полчаса на изучение пунктов для велосипеда. В случае происшествия ГИБДД и суд будут устанавливать вину участников, исходя именно из этих пунктов.

Поделитесь этими советами со знакомыми и помните: каждый их травмированных и погибших велосипедистов был уверен, что именно с ним этого не случится.

Советы даны основателем общества «ВелоМСК» Сергеем Савриковым (на фото):https://www.facebook.com/velomsk/posts/1460070337649884

Рекомендую вступать в эту группу. Объективный взгляд на развитие велодвижения в Москве гарантирован.
eugenyshultz