Авианосец «Адмирал Кузнецов», похоже, пойдет на слом

Пока в России граждане на несколько дней взяли отгул от борьбы с коронавирусом, чтобы проголосовать за все хорошее против всего плохого, а также полюбоваться на парадные колонны грозных вундер-ваффен, самое время вспомнить о тех подлинных вещах, которые обеспечивают суверенитет и независимость любой страны.

Это не бумажные декларации и не гиперзвуковые «арматы», а вот, например – тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», который ныне ремонтируется в Мурманске. Что-то давно о нем ничего не слышно в прессе? А между тем, еще пару лет назад единственный в России авианосец довольно активно бороздил медийное море.

Напомним, в 2017 году «Адмирал Кузнецов» вышел в свой последний (как оказалось) поход к берегам Сирии. Во время перехода в Средиземное море авианесущий крейсер попутно одержал экологическую победу над британским флотом – англичане были морально раздавлены густыми клубами черного дыма, который вырывался из трубы российского левиафана.

Окурив прибрежные города Европы и выполнив у берегов Сирии боевую задачу по утоплению двух самолетов из собственного авиакрыла — МиГ-29К и Су-33, осенью 2017 года корабль вернулся в Мурманск на базу Северного флота. По итогам исторического похода, в 2018 году, командованием флота было принято решение поставить «Адмирала Кузнецова» на долгосрочный капремонт, чтобы вновь принять на службу в 2022 году.

И вот теперь выясняется: своевременный ремонт и модернизация не задались. Есть вероятность, что корабль-гигант еще долгие годы простоит у причальной стенки, прежде чем выйти в море. А может и вообще – будет в итоге попилен на швейные иголки.

В 2018 году контракт в 86 миллиардов рублей на модернизацию «Кузнецова» получил Судоремонтный завод № 82 (судоверфь «Звездочка). Непредвиденные осложнения начались, когда авианесущий крейсер находился в уникальном плавучем доке ПД-50 (сделан в Швеции в 1970-х годах). В свое время док участвовал в операции по подъему подводной лодки «Курск». И вот «Адмирал Кузнецов» едва не повторил судьбу подлодки. Похоже, только потому, что незадолго до начала ремонтных работ док, вместе с судоверфью «Звездочка», был передан на баланс «Роснефти».

Эффективные менеджеры компании решили тогда сократить расходы на содержание ПД-50, путем экономии на обслуживании автономных дизель-генераторов дока. Они обеспечивают плавучесть махины в случае, если электроэнергия с берега поступает с перебоями. Как результат, 30 октября 2018 года ПД-50 пошел ко дну вместе с «Адмиралом Кузнецовым».

Крейсер чудом удалось спасти, хотя упавший кран плавдока пробил кораблю палубу в районе аэрофишинеров. Во время катастрофы два рабочих погибли и еще несколько пострадали. Кстати, факт вопиющего непрофессионализма и халатности – отключение автономных генераторов ПД-50 – никак не повлиял на карьеру блистательных управленцев из «Роснефти».

Но, вернемся к «Адмиралу Кузнецову». Авианосец решено было доремонтировать в сухом доке. Чтобы вместить габаритный корпус корабля потребовалось объединить две имеющихся камеры сухого дока «Звездочки». Этого счастливого момента авианосец дожидался у причальной стенки судоремонтного завода, когда 12 декабря 2019 года на корабле случился пожар во время сварочных работ. Как итог: 14 человек были травмированы и еще двое погибли, в том числе офицер ВМФ.

Злоключения «яхты «Беда» на этом не закончились. К настоящему моменту выяснилось: авианесущий крейсер скорее всего, в ближайшие годы не встанет и в обещанный сухой док.

Построить, пусть не буквально «с нуля», ремонтную площадку для корабля такого водоизмещения, да еще в сжатые сроки, дело непростое даже для профессионалов в Германии, или в Швеции. В российских реалиях процесс строительства дока, похоже, превратился в очередной цирк «распилов», «откатов», неплатежей, воровства подрядчиков, по эталону космодрома «Восточный».

В конце мая этого года компания-субподрядчик строительства дока — «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство» (И.И.С.)обратилась в Генеральную прокуратуру и Совет безопасности с жалобой на заказчиков. В петиции указано, что судоверфь «Звездочка» и Объединенная судостроительная корпорацию (ОСК), курирующая это предприятие, затягивают строительные работы путем неплатежей и документальной волокиты. Это, как считает руководство И.И.С., определенно подрывает обороноспособность страны, о чем компания и уведомила Генпрокуратуру.

Контрактная стоимость работ по объединению двух сухих доков в один — 23,9 млрд руб. Однако с момента заключения договора в июле 2019 года, судоверфь «Звездочка» перечислила компании «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство» всего 2,6 млрд руб. из оговоренного аванса 7,1 млрд руб. Проектные документы по следующему этапу строительства даже не переданы для рассмотрения в Главгосэкспертизу, поэтому работы на доке заморожены. Теперь «Звездочка» и ОСК вообще собираются разорвать контракт с И.И.С., что автоматически сдвинет сроки докового ремонта крейсера на 2022 год или даже на 2023-й год.

То есть, при благоприятном развитии ситуации, единственный авианосец в России вернется в строй только через 7-8 лет после постановки на ремонт. Имея, кстати, весьма почтенный, для судна такого класса, возраст – 40 лет с хвостиком. Велика вероятность, что «Адмирал Кузнецов», в дальнейшем станет использоваться сугубо в качестве учебного корабля и большое море авианосцу будет заказано.

А при неблагоприятном развитии событий, «Адмирал Кузнецов» повторит судьбу атомного крейсера Тихоокеанского флота «Адмирал Лазарев», который уже как четверть века «законсервирован» на Дальнем Востоке в ожидании своего шредера.

Складывается впечатление, что содержание остатков океанского флота СССР для современной России задача непосильная. Страна здорово отстает от государства-предтечи по организационным, интеллектуальным и технологическим возможностям. Вероятно, командование ВМФ также трезво оценивает обстановку, так как взят видимый курс на последовательное избавление, уже в 20-х годах текущего века, от крупных надводных кораблей I-го ранга.

Не исключено, что к началу 30-х годов технологическая деградация коснется и атомного подводного флота и тогда вся былая мощь морской державы окончательно сосредоточится в надувном «москитном» флоте, по аналогии с Ираном.


P.


S.

Каксообщают РИА Новости, представители компании ОСК подписали с компанией «Оргэнергострой» договор, обязавшись построить сухой док для ремонта авианосца «Адмирал Кузнецов». Следовательно, появилась надежда, что отечественный «карманный авианосец» всё-таки избежит участи быть распиленным на металлолом…