«Кучуксульфат» пытаются подставить под деприватизацию


Рейдеры используют прецедент с СМЗ для продолжения атаки на успешное алтайское предприятие

В середине октября бизнес-сообщество взволновала новость о том, что в Арбитражный суд Пермского края поступил иск Генпрокуратуры РФ с требованием вернуть в пользу государства акции единственного в стране производителя редкоземельных металлов «Соликамского магниевого завода» (СМЗ), принадлежащих четырем акционерам-физлицам. Участники рынка задались вопросом – неужели в России началась деприватизация? То, что расследование отдельных конкретных случаев возможно, президент Владимир Путин, не исключил еще в 2014 году. При этом, как он неоднократно и категорично заявлял, «государство не намерено в массовом порядке пересматривать итоги приватизации в России». А исключениями, совершенно очевидно, являются случаи, подобные СМЗ, когда существует риск перехода стратегически важного объекта под контроль иностранных структур. Но прецедент этот уже стал опасным, поскольку теперь недобросовестные игроки на рынке слияний и поглощений начали использовать возможность деприватизации отнюдь не для обеспечения национальной безопасности, а как фактор давления на добропорядочных собственников с целью предела рынка. Так, недавно стало известно о направлении в Арбитражный суд Алтайского края искового заявления Генпрокуратуры РФ об истребовании в пользу государства акций ОАО «Кучуксульфат», законность и прозрачность всех этапов акционирования которого ранее были неоднократно доказаны. 21 октября 2021 года по иску были наложены обеспечительные меры, что может дестабилизировать функционирование системообразующего и градообразующего предприятия.


Лакомый кусок

«Кучуксульфат» был основан в 60-х годах прошлого века и с тех пор ведет деятельность на территории рабочего поселка Степное Озеро Благовещенского района Алтайского края. Он является одним из ведущих производителей сульфата натрия и единственным, кто добывает его в природном виде, используя для этого мирабилит из рапы озера Кучукского. Завод входит в число крупнейших в своем регионе и ежегодно отчисляет в бюджеты всех уровней порядка 1,7 млрд рублей. Предприятие обеспечивает стабильной работой более 1200 человек и постоянно инвестирует значительные средства в развитие социальной инфраструктуры. В частности, на средства «Кучуксульфата» построены и ремонтируются поселковая школа, детский сад, спортивные и досуговые объекты, также создан целый оздоровительный курорт «Кучук-Алтай». В настоящее время завод реализует масштабную инвестиционную программу, в которую владельцы предприятия уже вложили 14 млрд рублей. Речь в том числе идет о строительстве котельного цеха ТЭЦ в Степном Озере, который, функционируя как абсолютно отдельное, самостоятельное, предприятие, будет обслуживать не только завод, но и поселок.

В начале 90-х «Кучуксульфат» вошел в правительственный перечень подлежащих акционированию компаний. В ходе преобразования завода в арендное предприятие доля членов трудового коллектива составила 76,3%, доля государства – 23,7%. Впоследствии акции, принадлежавшие государству, были выкуплены работниками, и законность как самой схемы приватизации предприятия, так и практических нюансов ее реализации более четверти века ни у кого не вызывала вопросов. Однако с 2017 года вокруг завода начался ажиотаж. Сообщалось, что давление на собственников сначала оказывал Алексей Белобородов, бывший начальник одного из департаментов компании «Росбилдинг» — в прошлом самого агрессивного игрока на рынке недружественных поглощений. Затем вынудить акционеров продать предприятие попыталась последовательница «Росбилдинга» — компания «А1», инвестподразделение «Альфа-Групп», во главе с тогдашним президентом Андреем Тясто. Не исключено, что конечным интересантом является олигарх Романа Троценко, который ранее обращался к руководству предприятия с аналогичными намерениями.


Под прессингом проверок

С июля 2020 года наблюдается очередной виток попытки захвата «Кучуксульфата». К сегодняшнему дню были инициированы около 300 запросов о его деятельности, которые вылились в 94 проверки. Фактически уже больше года предприятие умудряется функционировать и выполнять все свои социальные обязательства в состоянии постоянных претензий со стороны Росприроднадзора, Росреестра, МВД, СКР, ФНС и других ведомств. При этом на поверку все они оказываются надуманными и несостоятельными. Так, в феврале 2021 года сразу пять сотрудников Росприроднадзора признались в том, что участвовали в фальсификации акта о природоохранных нарушениях. Осенью межрайонная ИФНС №8 по Алтайскому краю сообщила, что по итогам пятимесячной проверки не обнаружила никаких нарушений в его деятельности и вынесла решение об отказе в привлечении «Кучуксульфата» к ответственности.

Кроме того, 1 сентября 2021 года Благовещенский межрайонный следственный отдел следственного управления СК России по Алтайскому краю отказался возбуждать уголовное дело по признакам мошенничества в ходе приватизации предприятия. Иск был подан неким Кузнецовым А. Н., который утверждал, что собственники алтайского завода владеют им незаконно. В рамках разбирательства следственные органы доказали законность приватизации предприятия и тот факт, что этапы его акционирования были полностью согласованы с государственными органами. В частности, приватизация произошла на основании решений государственных министерств и регионального правительства, а затем общество выкупило оставшуюся у государства долю на основании договоров о купле-продаже. При этом никакого особого разрешения федерального правительства на приватизацию «Кучуксульфата» не требовалось — завод относится к перерабатывающим предприятиям, хотя и имеет все необходимые по закону лицензии на добычу сырья для нужд собственного производства. Он также не является ни стратегической компанией, ни единственным производителем сульфата натрия в стране.

Между тем, введение судом обеспечительных мер в отношении акций предприятия создало довольно опасный прецедент, которым могут воспользоваться нечистоплотные дельцы, цели которых не связаны с развитием производства и социальной сферы, а лишь с извлечением прибыли с очень привлекательного и модернизированного актива.